День Святого Духа
В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь
Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия
Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и
Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших
Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
Святой Дух — Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну.
Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами
присущими только Богу. Как и все Лица Святой Троицы, Святой Дух
равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица
Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой Божественной
сущностью (природой) с Отцом и Сыном.
Как и всем Лицам Святой Троицы, Святому Духу воздается единое и
нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане
поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее
Божество, единую Божественную сущность.
От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное
(ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно
исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца,
оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.
В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и
в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание
Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни.
Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого
Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и
пребывает в нем.
Вместе с тем, благодатные Божественные действия общи всем Лицам Святой
Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с
Ним Отца и Сына — Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей
Святой Троицы — «Ума, Слова и Духа — единой соприродности и
божественности»
(святой Григорий Богослов).
|