22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории России — начало Великой Отечественной войны. Этот день напоминает нам о всех погибших в боях, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений. Мы скорбим по всем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг, защищая в те суровые годы наше Отечество. Во многих странах в этот день приспускают государственные флаги и вспоминают эту войну. Граждане Приднестровья чтят память соотечественников, родных и друзей, сражавшихся за свободу Родины.
Прошло уже 72 года с того дня, когда взрывы авиабомб и визг снарядов разорвали тишину раннего утра и на нашу землю пришла страшная война, которая и сегодня выдавливает из земли осколки, гремит эхом затаившихся мин, напоминает о пропавших без вести найденными поисковыми отрядами останками погибших и поблекшими записями солдатских именных медальонов.
Почти в каждой семье бывшего огромного Советского Союза есть не вернувшиеся с той войны дедушки, бабушки, дяди... Это день, объединяющий нас всех снова, какие бы противоречия ни возникали между нами в другое время.
Долгие годы 22 июня не было принято отмечать на государственном уровне. Да, мы помнили о нем. Но это же не день Победы. Да и эта дата последние годы вызывает споры и раскол общества: лжеветераны, о которых писала «ВМ», переоценка истории и дискуссии в Сети...
Мы слишком долго возвращали собственную память. Мы слишком долго стеснялись собственной истории. Тех дней, когда нам приходилось не наступать, а трудно и горько отдавать врагу пядь за пядью родную землю.
Но чем дальше отходит тот день, тем ближе он нам становится. Тем больше мы понимаем его значение.
Каждый год московские школьники встают в ночь на 22 июня на «Вахту памяти» на Поклонной горе, в Александровском саду... Каждый год в этот день поисковики едут к Брестской крепости, чтобы своими глазами увидеть, как начиналась та война, как защищали свой дом молодые ребята — почти сверстники сегодняшних школьников.
Несколько лет назад мой сын со своими одноклассниками также выехал на «Вахту памяти». В этот вечер случился другой всероссийский праздник — наша сборная неожиданно выиграла четвертьфинал у Нидерландов на чемпионате Европы. Весь город ликовал, гудели машины, развевались российские флаги, шло братание...
И вдруг среди всего этого карнавала появились мальчишки и девчонки в солдатской форме со свечами в руках. И лица ликующей толпы начали меняться. Потому что даже среди всеобщего праздника мы не разучились думать о главном. И это чувство общего, трудно пережитого и оставившего кровавый след, от которого мы не избавились и сегодня, с каждым годом только усиливается. Потому что не может объединять народ только праздник. Потому что общие корни, единое прошлое — это и победа, и горе.
А одного без другого, к сожалению, не бывает.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет...
Константин Симонов