По
православному календарю 29 августа - перенесение из Эдессы в
Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа
(944). Божественный Лик Спасителя, который отпечатался на полотне
(убрусе), является одним из самых распространенных образов в славянской
иконописной традиции. Именно эту икону вышивали на боевых стягах войска,
которые шли в поход; заходя в храм, верующие люди вместе с другими
молитвами читают тропарь Нерукотворному Образу Спасителя, что
свидетельствует об особом почитании святыни.
Согласно
древнему преданию, основанному на документе, найденному в IV в.
Евсевием Кесарийским в Эдессинском архиве, властитель месопотамского г.
Эдессы Авгарь страдал проказой; желая избавиться от поразившей его
неизлечимой болезни и зная об исцеляющих способностях Иисуса Христа, он
послал к Спасителю живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа
придти и исцелить его. Господь обещал послать к князю одного из своих
учеников, а все попытки Анании написать образ Иисуса Христа остались
безуспешными.
Тогда
Господь попросил подать ему полотенце и отер свое лицо. На полотенце
отпечатался его лик. По воскресении Христа, апостолом Фомой был послан
один из 70 учеников Христа Фаддей, который с помощью Нерукотворного
образа Спасителя исцелил царя от тяжелого недуга и распространил там
христианство. Образ Иисуса Христа, прикрепленный царем Авгарем над
главными воротами города, был похищен мусульманами, и лишь девять
столетий спустя был выкуплен византийским императором Михаилом III. В
944 году, в царствование Константина Багрянородного, Эдесский образ был
перенесен в Константинополь, тогда же и было установлено празднество в
честь этого.
Позже
с изображения Христа было написано множество икон, которые носили
названия "Спас на полотне"; "Спас Нерукотворный". Особой известностью и
ценностью обладала новгородская икона XI в.
В
народе Третий Спас, кроме названия "Спас на полотне", носил
наименование "Спас на холсте", либо "Холщовый Спас", так как в данный
праздник происходили ярмарки, на которых торговали полотном и холстами.
Особенно знаменитой была ярмарка в селе Зеленые Горы Нижегородского
уезда. Говорили: "Первый Спас - на воде стоят; Второй Спас - яблоки
едят; Третий Спас - на зеленых горах холсты продают". В другом варианте
звучало: "Первый Спас - на воде стоят; Второй Спас - яблоки светят;
Третий Спас - именинный сноп встречают", так как к Третьему Спасу в
некоторых местах, вместо дня Успения Богородицы, приурочивались дожинки и
обряды, связанные с последним именинным снопом, поэтому и называли
Третий Спас - "Хлебным".
В
день Третьего Спаса или около него крестьяне совершали "досевки", т.е.
сеяли озимую рожь. После общей домашней молитвы хозяйки провожали мужей
на поля с хлебом и солью; при этом на телегу укладывали три снопа, а
сверху помещалась предназначенная для посева рожь в мешках. На поле
засевальщиков встречали ребята с гречневой кашей. После посева озимого
хлеба пирог и каша съедались всей семьей.
Называли
Третий Спас и ореховым, так как к этому дню поспевали лесные орехи и
начинался их сбор. Так, в Зарайском у. Рязанской губ. при имении, где
рядом находилось много ореховых лесов, в лес отправлялась "старостиха"
для пробного сбора; собранное ею за один день считалось мерою для всех
женщин, впоследствии идущих собирать орехи. В назначенный день в лесу
расстилали ковер и "веретья", от которых все крестьянские бабы, дворовые
люди, горничные девушки расходились для сбора орехов, последние
складывались в фартуки, а позже высыпались на разостланные предметы.
Работа по сбору орехов могла продолжаться и несколько дней. По народным
представлениям, урожай орехов предвещал на будущий год урожай ржи.
На
Третий Спас происходил последний отлет ласточек и журавлей: "Кто когда
хочет, а журавль к Третьему Спасу отлетает"; "Если журавль отлетит к
Третьему Спасу, то на Покров будет мороз, а нет - так зима позже".
КСТАТИ
С этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая. Хлебным
Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение
Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов.
В этот день пекли пироги из муки нового урожая: 'Третий Спас - хлеба припас', "'Коль хорош третий Спас, будет зимой квас'.
Хлебный день, третий калинник - зори, зарницы.
Хлебный день - пекли первый каравай нового хлеба. Святят новые колодцы.
Третий Спас - на воде. Чистили к осени целебные источники, пили
подземную водицу, обходили колодцы кругами, как бы замыкая теплое
времечко.
После третьего Спаса улетают последние ласточки и журавли. Наталья МАЛКИНА
|