235 лет назад в Приднестровье произошел бой, ставший прологом к взятию Бендерской крепости
Сегодня в селе Терновка Слободзейского района отмечают храмовый праздник. И тут самое время вспомнить, что этим летом прошел незамеченным 235-летний юбилей события, отмеченного в русской военной истории.
Речь идет о сражении, которое произошло у села Терновка 29 июня (по новому стилю) 1789 года. Собственно говоря, начать рассказ о нем придется издалека. Причем, так сказать, не только во времени, но и в пространстве.
Шла русско-турецкая война (1787-1791 гг.). К весне 1789-го главные силы русской армии были разделены на две части. Украинская армия под командованием генерал-фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского занимала обширный район к западу от Кишинева между реками Днестр, Прут и Сирет, ее штаб находился в Яссах.
Главнокомандующий всей русской армией светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический стоял во главе Екатеринославской армии, которая находилась на юге России, а также занимала ряд пунктов на левом берегу Днестра.
Турки удерживали южную Бессарабию и побережье Черного моря с крепостями Хаджибей, Бендеры, Аккерман, Килия и Измаил.
Получив сведения о том, что османы собираются перейти в наступление, фельдмаршал Румянцев решил их упредить и отправил на юг вдоль Прута дивизию под командованием генерал-поручика Вилима фон Дерфельдена.
Превентивный удар увенчался полным успехом. 3 мая войска Вилима фон Дерфельдена штурмом взяли Галац, вытеснив турецкий корпус за Дунай. При этом были захвачены в плен около полутора тысяч турецких солдат и офицеров во главе с командиром корпуса сераскиром Ибрагим-пашой. Пленные были отправлены в Россию.
Провести этот конвой через междуречье Днестра и Буга было задачей сложной не только в военном, но и в дипломатическом отношении. Напомним, что в то время граница Польши проходила севернее Дубоссар по реке Ягорлык. Пропустить конвой с пленными через свою территорию Польша отказалась. Более того, до главнокомандующего светлейшего князя Потемкина-Таврического дошли слухи, что к границе движется польский отряд, который должен отбить пленных. Потребовалось предпринять определенные усилия, чтобы выяснить ложность этих слухов – отряд лишь должен был проследить за тем, чтобы ни конвой, ни турки, которые могут на него напасть, не вошли на территорию Польши.
Задачу по прикрытию конвоя Потемкин возложил на командира Бугского егерского корпуса генерал-майора Михаила Кутузова - будущего фельдмаршала, светлейшего князя и победителя Наполеона.
Чтобы отвлечь внимание врага, главнокомандующий приказал Михаилу Илларионовичу отправить к Бендерам приданные корпусу казачьи части: бригаду донских казаков полковника Исаева, Бугский казачий полк полковника Скаржинского и Черноморское казачье войско под командой кошевого атамана полковника Захария Чепеги.
Захарий Чепега был одним из основателей Черноморского казачьего войска. Точная дата и место его рождения неизвестны. После ликвидации Запорожской Сечи он был в числе казачьих старшин, которые представили Екатерине Великой просьбу о создании нового войска на русской службе, и занимался набором добровольцев в это войско, получившее название Коша верных казаков. Его он и возглавил после гибели в 1788 году под Очаковом первого атамана Сидора Белого.
Казаки должны были скрытно переправиться через Днестр у приднестровского села Терновка, подойти к Бендерам – хорошо укреплённой османской крепости, демонстративными действиями вынудить турок послать за ними погоню, отрезать эту погоню от крепости, разгромить и захватить пленных.
Отметим, что Потемкин тщательно следил, чтобы не задеть самолюбие Коша верных казаков.
«Впредь должно поступать со всяким уважением образа мыслей помянутых войск, - инструктировал он Кутузова. – Извольте, Ваше превосходительство, как можно скорее дать знать кошевому Чепеге, что вы его не подчиняете, а повелеваете с его казаками делать свои движения согласно с другими частями».
Когда казачьи полки 29 июня подошли к Терновке, то оказалось, что около ста турок из Бендер переправились на левый берег Днестра. Было решено выставить заслон, чтобы прикрыть переправу через Днестр. Однако когда казаки прикрытия сблизились с турками, выяснилось, что их в четыре раза больше. Пользуясь численным превосходством и близостью крепости, турки пошли в атаку. Бой приняли черноморские казаки. Он продолжался более пяти часов, чаша весов склонялась в пользу то одной, то другой стороны. Постепенно в бой вступили все черноморские казаки, численность турок выросла до трех тысяч человек.
Исход сражения решило вступление в бой свежих сил бугских и донских казаков.
«Тогда полковники Исаев и Скаржинский, приспев к сражающимся, ударили в неприятеля с такою жестокостью, что опрокинули и гнали его до самой переправы у крепости, взяв тут до 40 пленных, в том числе одного агу», - докладывал Потемкин императрице.
Два турецких знамени стали казачьими трофеями. Потери турок убитыми составили более 100 человек, казаки потеряли двух человек убитыми, были ранены кошевой атаман Чепега, один офицер и 25 казаков.
Захваченные у Бендер пленные дали ценные сведения о дислокации и намерениях турок.
В дальнейшем события войны развивались стремительно. В сентябре 1789 года генерал Александр Суворов разгромил османскую армию при Фокшанах и Рымнике, после чего главнокомандующий Григорий Потёмкин осадил Бендеры. Крепость сдалась без боя 14 ноября (по новому стилю). В 1790 году адмирал Фёдор Ушаков разгромил османский флот у Керченского пролива и мыса Тендра, а генерал Суворов взял Измаил. После Мачинского сражения и морской битвы у мыса Калиакрия Османская империя согласилась на переговоры. Они завершились подписанием Ясского мира 8 января 1792 года, по которому Южное Приднестровье вошло в состав России. Черноморские казаки, прославившиеся не только в сражении у Терновки, но и в других ключевых битвах этой войны, на несколько лет поселились в долине Днестра, расположив ставку кошевого атамана в Слободзее.
источник
|