С сегодняшнего дня у православных начался Великий пост, который продлится до Праздника Светлого Христова Воскресения – Пасхи. В этом году она выпадает на 19 апреля.
Как говорил пустынник Никифор, Господь требует не голода, а подвига. Вторила старцу и старинная пословица: «У казаков в походе поста не бывает». На деле же нередко случалось, что и раненые казаки, лежа в госпитале, в дни поста отказывались от скоромной пищи, рискуя при этом умереть от истощения.
О том, как значим был для казаков Великий пост, писал белый казак-эмигрант Николай Федоров. Во время Великого поста все было строго и печально, отмечал он. На Страстной неделе занятия в школе прекращались. Говели чинно, а когда причащались, поздравляли друг друга с принятием Святых таинств. В ночь на Пасху не спали и ожидали перемен от смирения и тишины к веселью…
Казаки особо усердными были в молитвах. Обращались к Богу жители больших и малых станиц перед сном и с раннего утра, до и после трапезы, перед военными походами и после их окончания, во время походов. Для богослужений, если они приходились на время военных экспедиций, казачьи соединения возили с собой специальные передвижные церкви. В таких походных храмах служили благодарственные молебны после сражений, молились, если случались в рядах воинов болезни. Неукоснительно соблюдался и обычай носить нательные кресты, не снимая их ни при каких обстоятельствах, и образы святителя Николая Чудотворца и архангела Михаила — особо почитаемых святых в казачьей среде.
Даже молитвы великопостные у казаков были особые. Кубанцы в Великий пост обращались к Богу с такими словами: «Я люблю тебя, Боже, люблю всей душой, но в груди моей мало огня, нет, нет, силы уже нет, Боже мой, я молю, укрепи меня, вся надежда моя на тебя».
Для казаков слово «пост» имело не только религиозное, но и мирское значение — служение православию.
В течение всех 48 дней поста нужно забыть о вредных привычках – курении и употреблении спиртных напитков, а также отказаться от мясных и молочных продуктов.
Понедельник, среда и пятница являются самыми строгими днями Великого поста. В это время практикуется сухоядение, то есть верующим разрешены продукты, которые не подвергались тепловой обработке: чёрный хлеб, овощи, фрукты и вода.
Были у казаков свои излюбленные постные кушанья. У терских казаков, например, это моченые арбузы, мед, моченые яблоки — плодородные земли и благоприятный климат позволяли выращивать богатый урожай. В дни, когда это разрешалось, ели вяленую да соленую рыбу, которой была богата река Терек.
Яицкие казаки, по свидетельству историков казачества, постились, пожалуй, строже всех. В первую и последнюю неделю поста порой вообще пили только воду, а вместо еды — «камушки сосали», как вспоминали сами казачьи старожилы. Да и в прочие дни они особо ограничивали себя в еде — весь Великий пост по средам и пятницам даже постного масла в пищу не употребляли.
Впрочем, излишние строгости все же были скорее исключением, чем правилом. К примеру, на столах зажиточных казаков, хоть донских, хоть кубанских, были грибная солянка, голубцы с овощами, перцы, фаршированные рисом и грибами, маринованные овощи и грибы.
В первый понедельник Великого поста пили только воду и ели хлеб, а сильным и здоровым казакам вообще ничего не полагалось есть в этот день. Этот день называли «жиляны», или «жилистый», понедельник, потому что еда — пресные лепешки «жиляники», «жиловикы», «жиловци», «жалованикы», «дужикы» — пеклась на воде или на сухой сковороде (без масла). Их ели, веря, что они придают силы, от них можно стать жилистыми, сильными — отсюда и название.
В первую неделю Великого поста постились слишком строго: не ели масла, не варили вареники, не пекли пирогов и пышек, не употребляли рыбы. Во время Великого поста меню было бедным: постная каша, картофель с квасом или хреном, редькой, капустой, огурцами, хлеб или пресные лепешки с вареньем (солеными овощами). Блюда щедро приправляли перцем, чесноком, луком, много ели в пост также редьки и хрена.
И все же самое главное — это то, что пост у казаков был не только в еде. Смысл его понимали в усиленной молитве к Богу и в христианской добродетели.
источник
|