Многие люди воспринимают пост исключительно как время воздержания от тех или иных родов пищи. Когда мы говорим о посте, то первый вопрос, который задают, звучит так: «Что можно, а что нельзя есть?» — как будто к этому сводится весь подвиг поста. На самом деле пост, с точки зрения Церкви, – это целый комплекс мер, направленных на духовное и физическое оздоровление человека.
Почему посту предшествует Прощеное воскресение? Казалось бы, какое отношение имеет тема прощения к посту как к воздержанию? На самом деле, связь налицо. Люди, которых мы не прощаем, становятся для нас тяжелейшим грузом – грузом психологическим. Представьте себе человека, который постоянно ходит с рюкзаком за плечами, а в рюкзаке у него камни. Эти камни – накопившиеся обиды, недоразумения. Именно поэтому Церковь и призывает нас в этот день к прощению. Даже если мы не можем прощать наших ближних каждый день, то, по крайней мере, в день Прощеного воскресения мы должны вспомнить обо всех, кого мы обидели и кто обидел нас, и попытаться с этими людьми примириться. Это дает совершенно особое ощущение духовной легкости. Человек как бы заново рождается. Вполне естественно, что, вступая в подвиг поста, который требует, в том числе, и воздержания от тех или иных родов пищи, человек должен внутреннее освободиться – он должен чувствовать внутреннюю легкость, которая позволит ему осуществить этот подвиг.
Мы знаем, что когда человек поставит перед собой цель, он к ней стремится, он ее достигает и, если для достижения цели в чем-то необходимо воздержание, это становится для него вполне естественным. Например, когда балерине нужно сохранять определенный вес, она соблюдает гораздо более строгую диету, чем те, кто соблюдает Великий пост. Она это делает для достижения конкретной цели.
Когда у человека нет цели, нет мотивации, он начинает спрашивать себя: «А зачем я должен воздерживаться от того или иного?» Но здесь встает и ключевой вопрос: а зачем вообще жить? И человек может спросить: «Почему я должен заботиться о своем здоровье, продлевать свою жизнь? Какой в этом смысл?»
Ответ на это вопрос дает Церковь. Именно поэтому мы говорим, что Великий пост – это не просто период, когда нужно от чего-то воздерживаться. Великий пост – это, прежде всего, время, когда человек может задуматься о смысле жизни, когда он может пересмотреть ту шкалу ценностей, в соответствии с которой живет. И тогда в эту пересмотренную шкалу ценностей вплетутся и воздержание, и аскеза.
Церковь живет уже две тысячи лет. Те рекомендации, которые она дает, те правила, которые она выработала, не появились случайно. Их цель – не лишить чего-либо, не ограничить его в чем-либо, но создать максимально благоприятные условия для духовного, а также и физического развития человека.
Пост полезен не только для тела, но и для души. И поэтому я хотел бы призвать всех наших телезрителей подумать о том, как провести Великий пост, что сделать для своего духовного и телесного здоровья. Помните, что это время можно провести с очень большой пользой.
Митрополит Иларион
https://mospat.ru/ru/2013/03/18/news82487/
|