Черноморское Казачье Войско
 Слободзейский Казачий округ
 Первомайский Казачий Курень.

Понедельник, 20.05.2024, 15:04
Я помню! Я горжусь!
Меню сайта
Категории раздела
Новости Первомайского Казачьего Куреня. [480]
Новости Слободзейского Казачьего Округа. [117]
Новости Черноморского Казачьего войска. [472]
Казачество [141]
Православие. [125]
Новости Приднестровья [711]
Новости в Мире. [141]
Новости сайта. [509]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Hamster
Архив записей
Облако тегов
Главная » 2012 » Август » 29 » Сегодня православные празднуют хлебный, или ореховый Спас
21:30
Сегодня православные празднуют хлебный, или ореховый Спас
По православному календарю 29 августа - перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). Божественный Лик Спасителя, который отпечатался на полотне (убрусе), является одним из самых распространенных образов в славянской иконописной традиции. Именно эту икону вышивали на боевых стягах войска, которые шли в поход; заходя в храм, верующие люди вместе с другими молитвами читают тропарь Нерукотворному Образу Спасителя, что свидетельствует об особом почитании святыни.
Согласно древнему преданию, основанному на документе, найденному в IV в. Евсевием Кесарийским в Эдессинском архиве, властитель месопотамского г. Эдессы Авгарь страдал проказой; желая избавиться от поразившей его неизлечимой болезни и зная об исцеляющих способностях Иисуса Христа, он послал к Спасителю живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа придти и исцелить его. Господь обещал послать к князю одного из своих учеников, а все попытки Анании написать образ Иисуса Христа остались безуспешными.
Тогда Господь попросил подать ему полотенце и отер свое лицо. На полотенце отпечатался его лик. По воскресении Христа, апостолом Фомой был послан один из 70 учеников Христа Фаддей, который с помощью Нерукотворного образа Спасителя исцелил царя от тяжелого недуга и распространил там христианство. Образ Иисуса Христа, прикрепленный царем Авгарем над главными воротами города, был похищен мусульманами, и лишь девять столетий спустя был выкуплен византийским императором Михаилом III. В 944 году, в царствование Константина Багрянородного, Эдесский образ был перенесен в Константинополь, тогда же и было установлено празднество в честь этого.
Позже с изображения Христа было написано множество икон, которые носили названия "Спас на полотне"; "Спас Нерукотворный". Особой известностью и ценностью обладала новгородская икона XI в.
В народе Третий Спас, кроме названия "Спас на полотне", носил наименование "Спас на холсте", либо "Холщовый Спас", так как в данный праздник происходили ярмарки, на которых торговали полотном и холстами. Особенно знаменитой была ярмарка в селе Зеленые Горы Нижегородского уезда. Говорили: "Первый Спас - на воде стоят; Второй Спас - яблоки едят; Третий Спас - на зеленых горах холсты продают". В другом варианте звучало: "Первый Спас - на воде стоят; Второй Спас - яблоки светят; Третий Спас - именинный сноп встречают", так как к Третьему Спасу в некоторых местах, вместо дня Успения Богородицы, приурочивались дожинки и обряды, связанные с последним именинным снопом, поэтому и называли Третий Спас - "Хлебным".  
В день Третьего Спаса или около него крестьяне совершали "досевки", т.е. сеяли озимую рожь. После общей домашней молитвы хозяйки провожали мужей на поля с хлебом и солью; при этом на телегу укладывали три снопа, а сверху помещалась предназначенная для посева рожь в мешках. На поле засевальщиков встречали ребята с гречневой кашей. После посева озимого хлеба пирог и каша съедались всей семьей.
Называли Третий Спас и ореховым, так как к этому дню поспевали лесные орехи и начинался их сбор. Так, в Зарайском у. Рязанской губ. при имении, где рядом находилось много ореховых лесов, в лес отправлялась "старостиха" для пробного сбора; собранное ею за один день считалось мерою для всех женщин, впоследствии идущих собирать орехи. В назначенный день в лесу расстилали ковер и "веретья", от которых все крестьянские бабы, дворовые люди, горничные девушки расходились для сбора орехов, последние складывались в фартуки, а позже высыпались на разостланные предметы. Работа по сбору орехов могла продолжаться и несколько дней. По народным представлениям, урожай орехов предвещал на будущий год урожай ржи.
На Третий Спас происходил последний отлет ласточек и журавлей: "Кто когда хочет, а журавль к Третьему Спасу отлетает"; "Если журавль отлетит к Третьему Спасу, то на Покров будет мороз, а нет - так зима позже".  
 КСТАТИ

С этого дня христианам разрешалось есть орехи   нового урожая. Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов.

В этот день пекли пироги из муки нового урожая: 'Третий Спас - хлеба припас', "'Коль хорош третий Спас, будет зимой квас'.

Хлебный день, третий калинник - зори, зарницы.

Хлебный день - пекли первый каравай нового хлеба. Святят новые колодцы.

Третий Спас - на воде. Чистили к осени целебные источники, пили подземную водицу, обходили колодцы кругами, как бы замыкая теплое времечко.

После третьего Спаса улетают последние ласточки и журавли.

Наталья МАЛКИНА

Категория: Православие. | Просмотров: 622 | Добавил: Hamster | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Икона дня
Календарь
«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
История казачества
Казачьи сайты ЧКВ
  • Черноморское Казачье Войско
  • Слободзейский Казачий Округ
  • "Тираспольский Казачий Округ".
  • станица Днестровская им. В.Степнова
  • Поиск
    Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz