Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства.
В
беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное
указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так,
что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для
весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в
Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний — в седьмом месяце
(Успенский), для зимы — зимний (Рождественский)».
Святой Симеон
Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери
Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась
и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в
посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от
здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез
Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны
поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве
за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю
двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю
необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как
подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за
нас».
Успенский пост не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты.
В
понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает
питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без
отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея»,
то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и
елей.
До праздника Преображения Господня, когда в храмах
освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих
плодов. По преданию свв. отцов, «если же кто от братии снесть гроздие
прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит
гроздие во весь месяц август».
В праздник Преображения Господня
по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по
понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды
нового урожая.
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным,
наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его,
оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют
одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время
необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне,
постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая
Церковь. В посте телесном на первом плане — воздержание от
обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном — воздержание от
страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и
пороки. Там — оставление пищи скоромной — более питательной и
употребление пищи постной — менее питательной; здесь — оставление
любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им
добродетелях.
Сущность поста выражена в следующей церковной
песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, —
напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе
исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится
злым демонам, никогда не ядущим».
И Великий, и Успенский посты
особенно строги к развлечениям — в императорской России даже гражданские
законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные
маскарады, зрелища, спектакли.
Успенский пост начинается с
праздника «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста
Господня». Впрочем, таинственное выражение «происхождение древ Креста»
обозначает просто крестный ход.
В греческом часослове 1897 года
так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней,
весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе
обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения
мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской
сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой
Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения
Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом
народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В
Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием
Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в
Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся
Русь августа I». В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и
апостольский великия церкви Успения», составленном в 1627 году по
повелению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается
такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день
Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради
людского, по всем градам и весем».
В этот день же установлен
праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь
победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против
поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.
По
принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение
Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое
освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового
сбора (отсюда народное название праздника — медовый Спас). источник