Черноморское Казачье Войско
 Слободзейский Казачий округ
 Первомайский Казачий Курень.

Понедельник, 29.04.2024, 04:23
Я помню! Я горжусь!
Меню сайта
Категории раздела
Первомайский Казачий Курень. [4]
Совет Стариков Первомайского Куреня [1]
Слободзейский казачий округ. [7]
Черноморское казачье войско. [10]
Атаманы ЧКВ. [7]
Совет Стариков [6]
Документы ЧКВ. [17]
Символика, регалии и награды Черноморского казачества [2]
Православие. [44]
Приднестровская Молдавская Республика [28]
История казачества. [20]
Казачья справа. [11]
Воспитание и обучение казачьей молодежи. [38]
Казачий фольклор [7]
Поэзия [9]
Казаки и Общество [12]
Публицистика [34]
Союз Казаков [7]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
Главная » Статьи » Атаманы ЧКВ.

Пащенко Иван Васильевич.
Пащенко Иван Васильевич.



Первому Атаману возрожденного Черноморского казачьего войска, Герою Советского Союза, Ивану Васильевичу Пащенко 15 февраля 2012 года исполнилось 90 лет!
От всей души поздравляем Ивана Васильевича с юбилеем!

В Одессе, в сквере Героев-летчиков, что на 5-й станции Большого Фонтана, установлен обелиск. На нем золотыми буквами — в числе других асов времен Великой Отечественной, прославивших город победами в небе, — вписано и имя Героя Советского Союза Ивана Васильевича Пащенко.

Сегодня прославленный летчик-штурмовик, полковник в отставке, живет в Ярославле, вместе с семьей старшей дочери. Недавно ему исполнилось 90 лет.

Родился Иван Васильевич 15 февраля 1922 года в селе Красногвардейское, ныне в черте села Гусаровское Отрадненского района Краснодарского края, в семье кубанского казака. Здесь пошел в школу. Теперь она носит имя Героя Советского Союза И. В. Пащенко. Будучи совсем маленьким, наверное, лет пяти, Ваня как-то услышал гул в небе над головой. Так мальчик впервые узнал о существовании самолетов. И родилась мечта научиться летать на воздушных машинах.

Когда семья переехала в Армавир, Иван пытался поступить в военную школу, но хирург «забраковал» его из-за плоскостопия. Но с мечтой стать пилотом не хотелось расставаться. Ивана приняли на конструкторское отделение Таганрогского авиационного техникума. Параллельно с учебой будущий летчик стал успешно заниматься в аэроклубе, где давали очень серьезную практическую и теоретическую летную подготовку.

Свой первый самостоятельный полет Иван Васильевич совершил 12 апреля 1940 года на учебном самолете У-2.В Красную Армию Иван Пащенко был призван уже в 1940 году. Сначала была учеба в Михайловской военной авиационной школе пилотов (ВАШП) в Особом Киевском округе, затем обучение в Ворошиловградской военной школе пилотов, где занятия продолжались до июля 1941 года. Здесь молодой летчик осваивал самолет СБ (средний бомбардировщик), который был выпущен малой серией.

Когда началась война, молодых пилотов отправили в Краснодарское военное авиационное училище летчиков. Самолетов не было. Слушатели усиленно занимались теорией. Они писали письма с просьбой отправить их на фронт, чтобы хоть десантниками участвовать в боевых действиях. К тому времени немцы уже заняли Крым. Но ответ неизменно был таким: «Вы, сынки, еще пригодитесь».

Когда приблизился фронт и учащиеся пережили первые страшные бомбежки противника, Краснодарское училище перебазировали в Закавказье. Здесь, в Гудермесе, уже после успешной Сталинградской битвы, переломившей ход войны, Иван Васильевич переучивался летать на Ил-2, и в мае 1944 года был отправлен на фронт. На этом самолете в составе 707-го штурмового авиационного полка 189-й штурмовой авиационной дивизии 7-й воздушной армии 3-го Украинского фронта будущий Герой Советского Союза воевал до самого конца войны.

Ил-2 были высокоэффективными летными машинами. Они наводили страх на противника, уничтожая эшелоны, железнодорожные станции, переправы, аэродромы, танки и живую силу неприятеля. Недаром их немцы прозвали «Черная смерть». Самолетов подобного типа не имела ни одна армия. Как вспоминает Иван Васильевич, однажды ему пришлось возвращаться после боя, имея на борту самолета более 80 пробоин. Но даже в таком состоянии он довел машину до аэродрома. Один раз в бою оторвалось колесо, но летчик все равно сумел посадить свой Ил-2.

Иван Васильевич участвовал в военных операциях: Ясско-Кишинёвской, Будапештской, Балатонской и Венской. Советский летчик освобождал Молдавию, Румынию, Болгарию, Югославию, Австрию. Войну он закончил на западной границе Венгрии с Австрией. Старший лейтенант Пащенко совершил 130 боевых вылетов, последний — 11 мая 1945 года. За 100 успешных боевых вылетов Ивану Васильевичу 18 августа 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза. В его боевой характеристике от 14 апреля 1945 года сказано об этом так: «Лично произвел 100 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2 с боевым налетом 109 ч. 47 мин. На боевые задания летает с большим желанием в усложненных метеоусловиях, показывая высокое летное мастерство и умение в любых условиях боевой обстановки хорошо управлять вверенной техникой и руководить подчиненными экипажами». Далее в документе написано: «Лично сбросил по войскам, технике и узлам сопротивления противника 38 650 кг бомб. Лично провел 4 воздушных боя с истребителями противника, сбил 1 Ме-109 и ФВ-190».

Один раз противнику удалось сбить самолет, которым управлял Иван Васильевич. Произошло это на территории Югославии. Подбитый самолет чудом совершил посадку на воду, которой был затоплен лес в половодье. Тогда Иван Васильевич, сумев вылезти в узкую форточку кабины, которая уже наполнялась холодной водой, спас своего воздушного стрелка Илью Даниловича Добрынина. Товарища в бою тяжело ранили в правую руку, а тлеющий комбинезон уже дымился. Сам Иван Пащенко тоже не обошелся без ранений, но сумел вытащить товарища, перевязал раны и тащил его на себе по затопленному лесу. Летчиков нашли югославские партизаны, отправившие их в госпиталь. И в семье Ивана Васильевича празднуют второй его день рождения — 20 ноября, когда произошло счастливое спасение на земле Югославии.

После войны Иван Васильевич продолжил служить в Военно-Воздушных Силах, так как всегда хотел именно летать. За время службы пришлось сменить много мест. В том числе служил в Одессе, из нашего города был отправлен на учебу в Москву, в Военно-воздушную академию. В 60-х годах осваивал реактивные самолеты МИГ-15 и МИГ-17. Закончил службу Иван Васильевич в Одесском военном округе. В 1973 году в звании полковника он ушел в запас и остался жить в Тирасполе, работал военруком в училище, председателем комитета ДОСААФ швейной фабрики.

В перестройку занимался возрождением Черноморского Казачьего Войска, и был выбран в 1990-е гг. его Первым Атаманом. В этом звании, когда встал вопрос о сохранении территориальной целостности Приднестровья и о защите от националистов, в каждый район им были посланы представители, создававшие казачьи подразделения. Атаман лично был знаком с генералом А. И. Лебедем, который летом 1992 г. прибыл в Тирасполь для прекращения вооруженного конфликта в регионе. За свою активную позицию Ивана Васильевича Пащенко наградили медалью «За оборону Приднестровья».

Свою «вторую половинку» Иван Васильевич нашел после войны. Анна Александровна Невежина работала начальником кадров железнодорожной станции Армавир. Во время войны она удостоилась медали «За оборону Кавказа». К сожалению, сейчас ее уже нет в живых. Теперь из близких родственников у прославленного летчика — две дочери. Старшая, Людмила, — медик по образованию, живет с отцом в Ярославле. Она получила диплом Ярославского медицинского института. Младшая, Елена, — по профессии радиоинженер-конструктор. Сейчас работает в Одессе в редакции одной из газет. У Ивана Васильевича трое внуков и один правнук.

Сегодня Герой Советского Союза И. В. Пащенко плодотворно занимается  военно-патриотической работой с молодежью, которой постоянно занимался в Одессе и Тирасполе, а сейчас в Ярославле.

В статье использовались материалы Дарьи Озеровой из газеты ЯРНОВОСТИ и

Вечерняя Одесса
Категория: Атаманы ЧКВ. | Добавил: Hamster (17.03.2012) | Автор: Дарья Озерова
Просмотров: 1155 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Икона дня
История казачества
Казачьи сайты ЧКВ
  • Черноморское Казачье Войско
  • Слободзейский Казачий Округ
  • "Тираспольский Казачий Округ".
  • станица Днестровская им. В.Степнова
  • Поиск
    Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz