Казачья справа
Отмечаемая всеми историками как основная особенность казачьих войск
«справа», то есть снаряжение за свой счет, на самом деле для казака имела не
только экономический смысл, но несла и более глубокое философское содержание.
В понимании наших предков «справа» — это не просто набор необходимых для
службы вещей, но и особый, часто мистический, ритуальный смысл, которым казак
наделял шапку, шашку, мундир и т.д. «Справа» - это не только военная форменная
одежда, конь и оружие, это в широком смысле вообще национальный костюм, а еще
шире — казачья нравственность, бытовой и хозяйственный уклад, весь комплекс
предметов и обычаев, окружавших казака.
Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это связано не
только с огромными для простого человека материальными затратами на амуницию и
вооружение, но и с тем, что казак вживался в новый для него мир предметов, идей
и понятий, в новый мир, окружавший мужчину-воина.
Обыкновенно отец говорил ему:
— Ну вот, сынок, я тебя женил и
справил. Теперь живи своим умом — я боле перед Богом за тебя не ответчик!
Как правило, это означало, что отец обучил сына и ремеслу, и всему, что
необходимо знать хозяину, главе будущей семьи, члену станичного казачьего
общества, а не только собрал необходимую амуницию и вооружение, и сын понимал,
что больше не вправе что-то требовать от отца. Мера отмерена ему полностью.
Поэтому рассказ о казачьей справе нужно начинать не с рассказа о вещах, а с
объяснения внутреннего смысла, который в каждое понятие и предмет вкладывается.
Важнейшим и первым было понятие «исправности».
«Казак обязан быть исправен». В такую формулу наши предки вкладывали очень
широкий смысл. Это ясность души, четкость мировоззрения, верность в слове и
деле, физическое здоровье и опрятность во внешнем облике. Особую часть понятия
«исправность» составляли постоянная боевая готовность, разумеется, строевой,
крепкий и здоровый конь( на нем никогда не пахали, не возили грузы, он
«сберегался в теле» и постоянно, ежедневно по несколько часов «работался»
только для войны). И, конечно же, крепкое хозяйство, хотя об этом
говорилось в последнюю очередь.
Казак мог быть беден, но не мог быть неисправен. Это также немыслимо, как
неопрятный казак. Внешнее проявление исправности – уставной порядок в одежде,
здоровье и, как следствие, веселый дух. В любых условиях тщательно соблюдались
правила личной гигиены. На службе казак еженедельно ходил в баню, менял
нательное белье, сам стирал, ежедневно мыл ноги, умывался, брился, подшивался –
менял ежедневно подворотничок гимнастерки и т.п.
Старшие по званию могли в любой момент, даже в мирное время, приказать
строевому казаку раздеться, показать чистоту тела и «исподнего». Это связано не
только с требованиями войны — пренебрежение личной гигиеной вело к потере
боевых качеств: потертости ног, опрелостям, распространению болезней,- но и с
высшим духовным смыслом. Постоянное поддержание себя «в форме», как бы сейчас
сказали, заставляло казака всегда помнить о той цели, ради которой он пришел в
этот мир — служении Богу через служение своему Отечеству и Народу - ОРУЖИЕМ.
В каждом войске существовали свои правила гигиены, приспособленные к
местным условиям. Зимой, за неимением воды, казак ежедневно обтирался снегом по
пояс. В пустынях, где не было воды, казаки каждые три дня на походе прожаривали
одежду на солнце, зимой над костром, при отсутствии воды устраивали «сухую
баню» — валялись в мелком песке обнаженные и обтирались суконкой на ветру.
(Вероятно, способ, восходящий к античным временам, каким пользовались древние
греки, и до сих пор владеют жители пустыни). Брились даже в условиях окопной
войны. При отсутствии мыла и горячей воды брились «свинячьим способом» —
отросшая на щеках щетина подпаливалась и стиралась мокрым полотенцем.
Но это касалось только молодых и неженатых казаков и казаков гвардии,
которые носили только усы. Женатые казаки носили, как правило, бороду. Борода
тщательно подстригалась и подбривалась. Особый фасон казачьей бороды
обуславливался способом бритья. Казаки брились шашкой. Шашка подвешивалась за
темляк, и казак брился лезвием у боевого конца. Поэтому бритыми были три
плоскости: щеки и шея под подбородком. Так брились до XVII века и позже, когда
«опасная бритва» стала входить в обязательный набор казачьего снаряжения,
фасон бороды сохранился.
Источник: http://www.proshkolu.ru/user/jurij1964/folder/ |