В позапрошлом веке православный христианин собирался на исповедь обстоятельно: долго говел, то есть постился и тщательно молился. Исповедь была событием, которое, как и Таинство Причастия, происходило несколько раз в году. Сегодня все более распространяется исповедь частая, у многих еженедельная. Изменилось ли отношение к исповеди или люди стали более грешными? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Евгений Попиченко.
«Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому
лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во
глубине морской», – говорит Господь (Мф. 18: 6).Недавно на российском телевидении появилась маркировка
программ, фильмов и передач соответственно возрасту гипотетического зрителя.
Все это похоже на робкую попытку навести хоть какой-то порядок в эфире.
Пир, данный галилейским властелином Иродом Антипой в день
своего рождения, подходил к концу. Во влажном, насыщенном
ароматными испарениями изысканных блюд, драгоценных вин и
увядающих уже цветов воздухе тускло мерцали светильники.
Роскошный зал тонул в полном неги и чарующих грез
полумраке, лишь изредка при колеблющимся свете вспыхивала
позолота и поблескивал мрамор. Пресыщенные гости лениво
перекидывались короткими фразами, в их взглядах, которые
они часто бросали в сторону хозяина, читалось некое
ожидание. Задумчив и безмолвен был властелин. Он знал,
чего ожидают гости.
После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в
темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После
смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре
части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод
Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий
открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь
аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой
своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод
устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады
Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он
поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего
царства.
"...погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя."
Панихида
Существует заблуждение, что нельзя совершать панихиды об усопшем до
его отпевания. Напротив, весьма хорошо во все дни, предшествующие
погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких
храмах.
По учению Церкви, душа человека проходит страшные мытарства в то
время, когда тело его лежит бездыханно и мертво, и, без сомнения, в это
время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихида
помогает облегчить душе переход в другую жизнь.
Начало панихид восходит к самым первым временам христианства. В
переводе с греческого слово "панихида" означает "всенощное пение".
Гонимые иудеями и язычниками христиане могли молиться и совершать
бескровную жертву без помехи и тревог только в самых уединенных местах и
ночью. И только ночью же могли они убирать и провожать на вечный покой
тела святых мучеников. Это делалось так: истерзанное, обезображенное
тело какого-нибудь страдальца за Христа они тайно уносили куда-нибудь в
далекую пещеру или в самый уединенный и безопасный дом; здесь в
продолжение всей ночи они пели над ним псалмы, потом отдавали ему
благоговейное целование и к утру предавали земле. Впоследствии точно так
же провожали на вечный покой и тех, которые хотя и не страдали за
Христа, но всю жизнь посвящали служению Ему. Такое всенощное псалмопение
над почившим называлось панихидой, то есть всенощным бдением. Отсюда и
молитвы и псалмопения над почившим или в память его и получили название
панихиды.
Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые
хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой
природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.
Благочестивый обычай за трапезой поминать
умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки
превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить
новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за
поминальным столом должны молиться об усопших.
Предварять трапезу нужно молитвой, например прочитать 17-ю
кафисму из Псалтири или совершить литию - краткий чин панихиды, который
может быть совершен мирянином. В крайнем случае, нужно хотя бы прочитать
90-й псалом и молитву "Отче наш".
Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является коливо
(кутья) - отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом.
Если кутья не была освящена, то нужно окропить её святой водой.
Если поминики совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.
От вина, а тем более от водки на поминальной трапезе нужно
воздержаться. Вином усопших не поминают. Вино - символ земной радости, а
поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко
страдать в загробной жизни.
За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки).
Не нужно убирать со стола вилки - в этом нет никакого смысла.
Обычай ставить на стол столовый прибор "для усопшего" или хуже перед
портретом ставить водку в стакане и кусок хлеба, является пережитком
язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Много
существует и других странных обычаев, но главное, о чем мы должны всегда
помнить: наша жизнь и смерть зависят не от каких-либо примет, а находятся в руках Божиих.
"...прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу."
Дни особого поминовения усопшего.
До 40-го дня усопший именуется
новопреставленным. Поминовение новопреставленного в первое время по
кончине важно и необходимо особенно потому, что оно облегчает душе
усопшего такой нелегкий переход из временной жизни в вечную и помогает
проходить так называемые мытарства.
Особые дни поминовений новопреставленного - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым).
Поминовение в эти дни берет начало в глубокой древности. В
Апостольских постановлениях написано: "Совершайте же и третины почивших в
псалмах, в чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день, и
девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему
образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину памяти
покойного."
Существует также обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти, в день рождения и день Ангела.
В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть
усопшего молитвою за совместной трапезой. В церкви же подают записку на
Литургию или заказывают панихиду, освящают коливо.
Изготовление и установка могильных и поклонных крестов
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.
Традиция ставить крест на могилу появилась не сразу. Первоначально, еще на Руси, когда в доме умирал человек, во дворе выставляли деревянный православный крест. Люди, знающие хозяев дома всегда могли увидеть печальный знак, прийти и проститься с умершим.
Лишь только со временем православные кресты начали возвышаться над каждой могилой и свидетельствовали о том, что здесь похоронен христианин, честный и почитаемый человек. Эта традиция несет в себе глубочайший смысл, идею объединения всех людей, их «возрождения» после смерти и обретение спокойствия для души.
Крест Христов: что означают буквы на православном кресте?
Крест сопровождает христианина всю его жизнь. Мы видим распятия в
храмах, дома, носим на груди. И тем не менее вопросов возникает
множество. Попробуем разобраться, что означают детали креста на
изображениях.
Помяни,
Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба
Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и
потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения
и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему
причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще
бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и
Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и
Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания
исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и
со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не
согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во
веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу
возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь. Молитва вдовца