Обряд всеобщего прощения, которым завершается масленица и открывается
Великий пост, заставляет даже неверующих задуматься о том, что значит
прощать и принимать прощение и зачем это вообще бывает нужно.
Масленицу в России празднуют даже неверующие — куда как интересно накушаться
блинов под водочку и повеселиться на свежем весеннем воздухе! Всерьез
поститься большинство веселящихся и не собирается, но почти все знают,
что последний день масленицы, который вводит верующих «во дни
печальные Великого поста» (А.С.Пушкин), называется Прощеным
воскресеньем.
К концу этого дня в православных храмах служится вечерня, к завершению
которой настоятель и все клирики выходят из алтаря к прихожанам и просят
прощения за все вольные и невольные обиды и огорчения. В исполнении хора
звучит пронзительный плач Адама об утерянном рае, а прихожане по очереди
подходят к священникам и просят прощения у них. На обратном пути сквозь
толпу каждый сможет сказать знакомым, полузнакомым, а то и вовсе незнакомым
людям:
— Простите меня, пожалуйста!
— Бог простит, а ты меня прости!
Кто-то В этот день позвонит после службы своим родным и близким по телефону,
кто-то пошлет е-mail... Техника расширяет границы прощения.
Мне рассказывали об одном человеке, для которого главным доказательством
подлинности Православия стало как раз Прощеное воскресенье, которого действительно
нет ни у католиков, ни у протестантов. Но неверующие, к которым в этот
день обращаются с просьбой о прощении их родные и знакомые христиане,
обычно бывают очень удивлены: а чего это они? Вроде, все нормально...
В современной светской культуре принято говорить «извините», когда наступают
на ногу или просто хотят привлечь внимание, чтобы спросить, который час.
Но просить прощения у того, перед кем действительно виноват — не принято.
Конкретная вина обычно прячется за громкими словами, за идеологическими
штампами, за экономической выгодой или политической целесообразностью,
за «все так делают», наконец...
Но христианство, призванное воплотить Царство Небесное в обыденной жизни,
говорит: все мы виноваты перед всеми, с кем доводилось сталкиваться. Хотя
бы потому, что не смогли, да никогда и не сможем осуществить в полной
мере евангельских заповедей по отношению друг ко другу. Все виноваты, но
у всех есть возможность простить и получить прощение.
Каждый верующий призван поставить себя на место блудного сына, который
обращается к отцу со словами: «я согрешил против неба и пред тобою».
Всякий грех, всякий промах, всякая ошибка делает человека виновным прежде
всего перед Богом, и во вторую очередь — перед ближним. Потому и на просьбу
о прощении отвечают «Бог простит», предполагая, что каждый из нас и мы
все вместе находимся в одинаковом положении перед Высшим Судьей, и мелочные
обиды и недоразумения между нами сами по себе значат не так уж и много.
Собственно, наступающий пост есть время покаяния перед Богом. По-своему
его могут переживать и те, кто щедро сыпет зеленые купюры в церковную
кружку и не обращает никакого внимания на людей, слезами, потом и кровью
которых эти купюры оплачены. Главное — договориться с Тем, Кто наверху.
Но в Евангелии мы видим совсем другой подход: «если ты принесешь дар
твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против
тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись
с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» — так передает
слова Христа евангелист Матфей. Почему же примирение с Богом открывается
только после примирения с людьми? Не логичнее ли, наоборот, начинать с
главного?
Ответ на этот вопрос тоже содержится в Новом Завете, у апостола любви
Иоанна:
«Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас
пребывает... Кто говорит: "я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот
лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога,
Которого не видит?». Наши отношения с ближним есть самый верный показатель
наших отношений с Богом и одновременно — школа этих отношений.
Митрополит Антоний Сурожский рассказывал историю об умиравшей пожилой
женщине, которая пригласила его исповедать и причастить ее перед смертью,
и на исповеди сказала, что из всех людей в мире не готова была простить
только своего зятя. Он отказался читать над ней молитву о разрешении грехов,
пока она отказывала в прощении хоть одному человеку — и тем самым добился
перемены. Она позвонила зятю, помирилась с ним, позвала его к своей постели
и умерла на его руках, приняв таинства с надеждой на прощение своих грехов
в вечности.
«Прощайте, и прощены будете» — вот еще замечательные слова
из Евангелия, но что означает прощать? Для кого-то это просто ритуальное
действие — рукопожатие, поцелуй, приветливое слово, за которыми по-прежнему
скрываются обида и недоверчивость. Кто-то идет дальше и старается не вспоминать
сделанного ему зла. Есть и такие, кто, как отец из притчи о блудном сыне,
сам бежит навстречу провинившемуся и делает все возможное и невозможное,
чтобы восстановить разрушенные добрые отношения. У каждого своя мера.
Не менее сложно, чем простить — принять прощение и поверить, что все
действительно прошло. Люди могут годами приносить на исповедь одни и те
же грехи, не разговаривать с теми, кто, как им кажется, по-прежнему что-то
имеет против них. В несении этого груза они находят свою сладость, которую
иногда почему-то называют смирением или скромностью. «Я негодяй» — эти
слова ничем никому не помогут, если не добавить к ним: «но я попробую
стать лучше».
Это будет трудно, это наложит на меня новую ответственность, но без
этого прощение, которое я надеюсь получить, остается недействительным,
потому что я его на самом деле не принимаю. Я хочу остаться таким, какой
я есть.
Да, истинное прощение — это еще и попытка перемены. Пост, который начинается
сразу после Прощеного воскресенья, для христианина как раз и служит способом
достичь этого изменения. Христиане называют это покаянием и хотят вступить
в него все вместе, никого не потеряв, и потому откладывают у порога поста
то, что мешает их единству хотя бы в рамках отдельного прихода, круга
родных и знакомых. На пути к Богу важно никого не оставить за бортом.
Покаяние начинается с возможности прощения.
Источник: http://azbyka.ru/tserkov/o_postah/velikiy_post/proshennoe_voskresenie_desnickiy-all.shtml |