Черноморское Казачье Войско
 Слободзейский Казачий округ
 Первомайский Казачий Курень.

Среда, 15.05.2024, 10:19
Я помню! Я горжусь!
Меню сайта
Категории раздела
Первомайский Казачий Курень. [4]
Совет Стариков Первомайского Куреня [1]
Слободзейский казачий округ. [7]
Черноморское казачье войско. [10]
Атаманы ЧКВ. [7]
Совет Стариков [6]
Документы ЧКВ. [17]
Символика, регалии и награды Черноморского казачества [2]
Православие. [44]
Приднестровская Молдавская Республика [28]
История казачества. [20]
Казачья справа. [11]
Воспитание и обучение казачьей молодежи. [38]
Казачий фольклор [7]
Поэзия [9]
Казаки и Общество [12]
Публицистика [34]
Союз Казаков [7]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
Главная » Статьи » Публицистика

Гагаузия — тюркская крепость Русского мира.

Уникальность Гагаузии — прежде всего, в ее жителях. Гагаузы — не славяне. Это один из немногих тюркских народов, принявших православие. Столетиями, находясь в отрыве от российского государства, гагаузы сохраняли православную веру, даже в то время, когда территория их расселения входила в состав Османской империи. Несмотря на очень большую языковую близость к туркам, гагаузы не исламизировались. Возможно, именно православная вера и помогла им сохранить вплоть до XXI века свою этническую идентичность, неповторимый национальный колорит, любовь не только к своей малой родине — Гагаузии, но и к России, которую они также считают родной страной.

Насчет происхождения гагаузов до сих пор ведутся споры в академических кругах и среди самой гагаузской общественности. Есть несколько версий их происхождения: 1) «отуреченные» славяне, сохранившие православную веру, но утратившие язык в силу турецкого влияния; 2) принявшие православие под болгарским влиянием турки; 3) потомки печенегов и других тюркских племен Средневековья, осевших в Дунайской низменности и принявших православную веру. Согласно источникам, принятие православия предками гагаузов происходило в XIII — XIV вв. На протяжении более чем четырех столетий территория Добруджи, где изначально формировался гагаузский этнос, входила в состав Османской империи. Стремясь сохранить свою православную идентичность, часть гагаузов переселилась в Бессарабию.

Сегодня гагаузы симпатичны, в том числе, и тем, что во многом сохраняют свою традиционность, тогда как значительной частью тех же русских она, к сожалению, почти полностью утрачена. Религиозные и семейные ценности в жизни гагаузов играют особую роль, соответственно крайне негативно воспринимаются любые попытки посягательства на устоявшийся веками образ жизни и мышления. Вряд ли здесь смогут понять и принять современный «европеизм» с его номерными родителями, бородатой женщиной, однополыми браками.

Многие христианские этносы, в свое время спасенные русскими царями от гнета османов, до сих пор хранят благодарность России. Из числа приазовских греков и донских армян, сербов и болгар, переселявшихся в Новороссию, вышло много достойных людей — патриотов России, внесших большой вклад в строительство российского государства. Не остались в стороне и гагаузы.

Веками гагаузы дружили с Россией, принимали участие в Крымской, Русско-японской и Первой мировой войнах, Великой Отечественной войне. Так, только из Аккерманского уезда в годы Первой мировой было мобилизовано 33 тысячи мужчин, преимущественно гагаузов. Бесспорен вклад гагаузского народа в победу в Великой Отечественной войне. Многие гагаузы, жившие на территории Румынии, воевавшей с Советским Союзом, и призванные в румынскую армию, при первой возможности переходили на сторону РККА, вливаясь в ее ряды.

Впрочем, жизнь в Советском Союзе для гагаузов тоже не оказалась «сладкой». Перегибы и ошибки советской национальной политики играли на руку «титульным нациям» союзных республик, тогда как национальные меньшинства испытывали притеснения. Не стали исключением и гагаузы — при благожелательности центральной московской власти, они становились объектом ассимиляционистской политики со стороны руководства Молдавской ССР, создававшего всевозможные препятствия на пути развития национального самосознания гагаузов. Маленький народ усиленно стремились растворить в молдавском этносе.

И, тем не менее, в отличие от молдавских националистов, прославившихся на рубеже 1980-х — 1990-х гг. оголтелой русофобией, во многом даже превосходящей нынешний необандеровский экстремизм лидеров киевской хунты, гагаузы выступили против распада Советского Союза. Жить в суверенной Молдове, тем более стремительно напрашивавшейся в состав Румынии, гагаузам не хотелось. С 1990 по 1994 гг. существовала Республика Гагаузия, и только отвлеченность Кишинева на военные действия с Приднестровской Молдавской Республикой уберегли ее от кровопролитной войны с Молдовой. Хотя и молдавские войска готовились к агрессии против гагаузского народа, и в Гагаузии находилось на чеку сформированное из числа патриотов вооруженное подразделение — батальон спецназа «Буджак».

В середине 1990-х гг. конфликт гагаузов и кишиневских властей, на первый взгляд, оказался урегулирован на выгодных для Молдовы условиях. Гагаузия (Гагауз-ери) образовала автономное территориальное образование в составе Республики Молдова, с центром в небольшом по российским меркам городе Комрат (население — 25 тысяч человек, в самой Гагаузии — более 162 тысяч человек).

Руководитель Гагаузии носит непривычный для нас титул «башкан», который может быть переведен как «глава», «лидер». Сегодня этот пост занимает Михаил Формузал — человек, известный своими пророссийскими симпатиями, не раз подчеркивавший важную роль России, русского мира и русского языка в политическом, экономическом и культурном развитии Гагаузии. Именно он предложил убежище и лечение раненым бойцам «Беркута» в дни противостояния на Майдане. Фактически и сегодня, несмотря на формальную включенность в состав Молдовы, гагаузская земля сохраняет определенную независимость, более того — всегда подчеркивает свою оппозиционность официальному кишиневскому курсу.

Неоднократно доказывавшие свою преданность российским интересам, гагаузы подчеркнули ее и в наши дни. Формальным поводом к распаду постсоветской Украины, как известно, послужили разногласия по вопросу о вступлении государства в Европейский или Таможенный союзы. Мало кто знает, но подобная дилемма стояла и перед Молдовой. Гагаузия проявила обычное для маленького и дружного народа единство. На состоявшемся 2 февраля 2014 года референдуме 98,09% проголосовавших выступили за выход Гагаузии из состава Молдовы в случае объединения последней с соседней Румынией. 98,47% проголосовавших поддержали вступление в Таможенный союз, 97, 43% — высказались против вступления в Европейский союз.

Гагаузия поддержала выбор народа Крыма в пользу его интеграции с Россией. Не остались гагаузы и в стороне от событий на Юго-Востоке Украины. Напомним, что и в самой Украине проживает до 30 тысяч представителей гагаузской национальности. В основном они сосредоточены в Болградском районе Одесской области. Естественно, что перспективы насильственной украинизации и дискриминации национальных меньшинств, становящиеся очень ощутимыми в случае всеукраинского триумфа необандеровцев, не могут радовать ни украинских гагаузов, ни их соплеменников из соседней Гагаузской автономии. Поэтому и к вооруженной борьбе народа Донецкой и Луганской республик против войск киевского режима гагаузы отнеслись не то, что с пониманием — с полной поддержкой.

Во втором по значимости после столицы Комрат городе Гагаузии — Чадыр-Лунга — прошел митинг в поддержку референдума о самоопределении Донецкой и Луганской республик. Также гагаузские общественные деятели высказывались о готовности добровольцев, имеющих опыт службы в вооруженных силах, выдвинуться на помощь осажденному Славянску. Впрочем, и в самой Гагаузии ситуация вполне может обостриться.

Интеграция Молдовы с Европейским союзом очень не нравится большей части населения автономии.

Во-первых, испокон веков гагаузское общество было ориентировано на Россию и развитие с русским миром всесторонних культурных, экономических, политических связей. Сегодня основная масса гагаузской молодежи, поступающей в высшие учебные заведения, отправляется на учебу в Россию. Это связано с тем, что гагаузы давно сделали свой выбор в пользу русского языка. Трепетно относясь к собственному языку, который они сохранили даже в годы османского владычества, гагаузы, тем не менее, понимают, что «мостом» к мировой культуре для них, во многом, является русский язык.

Во-вторых, как следует из первого пункта, гагаузы не хотят «румынизации», которая в случае дальнейшего расширения интеграции Молдовы с Европейским союзом будет практически неизбежной. Значительная часть националистически настроенных молдавских политиков вынашивает планы полного объединения с Румынией или, по крайней мере, перехода на румынский язык. Для гагаузов это неприемлемо. Тем более, что кишиневские власти показали себя неспособными к строительству мирного многонационального государства.

Та же Гагаузская автономия существует благодаря смелости и решительности ее населения и страхом Кишинева перед обострением отношений с Россией и «вторым Приднестровьем». Если бы не было этих факторов — местечковые националисты давно перешли бы к реальной дискриминации гагаузского меньшинства.

Собственно, планы расселения и полной ассимиляции гагаузского народа вынашивались еще в начале 1940-х годов маршалом Ионом Антонеску — тогдашним фактическим диктатором Румынии. Победоносная Великая Отечественная не дала осуществиться ни этому плану, ни другим человеконенавистническим идеям немецких, румынских, западноукраинских и прочих нацистов. В современных условиях Румыния, фактически выполняющая роль основного антироссийского препятствия в регионе, не оставляет планов «румынизации» Молдовы, в том числе и гагаузов, посредством тотального искоренения русского языка и русской культуры — и, соответственно, влияния российского государства.

Не следует игнорировать и роль Турции, традиционно претендующей на ключевые позиции во всем тюркоязычном мире. «Возвращение к тюркским корням», несмотря на языковое родство с турками, для Гагаузии также неприемлемо, поскольку предсказуемый стратегический сценарий в этом случае — привод к власти протурецкого режима, активизация деятельности пантюркистских организаций с последующей ползучей исламизацией гагаузского населения и, как следствие, — утратой своей этнической и культурной идентичности и полным растворением в турецком этносе.

В-третьих, гагаузское руководство и большая часть рядовых граждан прекрасно понимают, что какие-либо социально-экономические и культурные перспективы у Гагаузии есть только в случае ее дальнейшей интеграции с Россией и русским миром, тогда как «румынизация» в рамках сближения Молдовы с Евросоюзом повлечет за собой не только ассимиляцию древнего народа, но и дальнейшее обнищание. Даже Румыния — лишь европейские «задворки», поставщик гастарбайтеров и мелких уголовников в зажиточные западноевропейские государства. Какая участь ожидает в случае пресловутой евроинтеграции Молдову и, тем более, «опальную» для официального Кишинева Гагаузию — трудно даже предполагать.

Восстановление политической воли и влияния России в черноморском регионе не сможет обойтись и без решения гагаузского вопроса. Хотя бы потому, что этот маленький смелый народ с надеждой смотрит в сторону России и не раз, на протяжении столетий, доказывал свою дружбу. Поддерживать гагаузов в их борьбе за самоопределение и, тем более, за пророссийский курс — не только стратегическая задача, но и исторический долг России как великой державы.



Источник: http://rusvesna.su/recent_opinions/1401522241
Категория: Публицистика | Добавил: Hamster (02.06.2014) | Автор: Илья Полонский
Просмотров: 690 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Икона дня
История казачества
Казачьи сайты ЧКВ
  • Черноморское Казачье Войско
  • Слободзейский Казачий Округ
  • "Тираспольский Казачий Округ".
  • станица Днестровская им. В.Степнова
  • Поиск
    Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz