ПОЧИТАНИЕ СТАРИКОВ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА КУБАНСКИХ
КАЗАКОВ
Ю.Н. Емельянов
(г.Славянск-на-Кубани)
Старики выступали хранителями казачьих обычаев и традиций, и почитание
стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старику
расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось
обществом.
Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и
официальными, "писанными”, казачьими законами. Так, в Положении "Об
общественном управлении станиц казачьих войск, статья 556 гласила: "В суждении
и решении дел общественных станичный Сбор имеет главным основанием, чтобы меры
взыскания служили к неослабному сохранению и утверждению древних обычаев,
доброй нравственности и уважения к старшим”. Ст. 568 того же закона, касающаяся
обязанностей станичного атамана, предусматривала: "Станичный атаман обязан
наблюдать за тем, чтобы казаки оказывали должное уважение к старикам”.
Старики не занимали официальных должностей в структуре казачьего
самоуправления, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и
оказывали значительное влияние на решения станичных сборов.
Младшие по возрасту никогда не обращались к ним без предварительного
разрешения. Ни в коем случае нельзя было вмешиваться в разговор старших В обычае
говорилось: "Объясняй и советуй только тогда, когда у тебя совета спросят”. Без
разрешения стариков не садился даже атаман. Молодежь вообще не имела права
садиться в присутствии стариков. При стариках казаки строевых возрастов, при
погонах, стояли по стойке "смирно”, не строевых возрастов и без формы – сняв
шапки.
Кубанские старожилы вспоминают: "Видят тебя или нет сидящие или идущие
старики – надо снять шапку или поклониться, поприветствовать”. Распоряжения
старших выполнялись беспрекословно. Ко всем старикам, включая и родителей,
обращались только "на Вы”. По обычаю нельзя было окликать впереди идущего
старшего, если требовалось что-то сказать, а следовательно догнать старшего и,
поравнявшись, обращаться к нему. Младший, даже после женитьбы, не имел права
закурить перед старшим.
В казачьих семьях, за столом, право первым зачерпнуть из общей миски было за
самым старшим в семье. Хлеб нарезал только хозяин дома. Бывало, что пожилой
старик мог беспрепятственно наказать взрослых сыновей, у которых могли быть уже
внуки. А если взрослый сын возвышал голос на отца, последний мог подать жалобу
станичному сходу. Сход утверждал решение учить непокорных сыновей и тут же
"всыпали горячих” по числу прожитых годов виновника. "Ученый” вставал и вместе
с отцом благодарил мир за науку.
Не следует полагать, что почитание старших в казачестве насаждалось только
силовыми методами. Сам образ жизни казаков, множество традиций и обычаев
способствовало тому, что у молодого поколения вырабатывалось чувство поклонения
и уважения к старшим, тем, которые знали все тонкости джигитовки, рукопашного
боя, артистически владели всеми видами оружия. Невозможно было обойтись без знаний
в поле, в быту, в праздники и трауры.
Почитание старших в казачьем обществе шло наравне с почитанием детей –
продолжателей казачьего рода. Дети, вырастая, создав семью, также бережно
относились к своему потомству и учили его уважительному отношению к старшим,
окружали пожилых вниманием и заботой. Воспитание по пословице: "Казни сына от
юности, да утешит тя в старости” давало казакам уверенность за свое будущее и
сохранение устоев.
Материалы предоставлены И. Кирием
Источник: "Казачество России:
история и современность
Тезисы Международной научной конференции"
г. Геленджик, (8-11 октября 2002
г.)
|