Проводы казаков и встреча их со
службы
Важным обрядом были проводы казаков и встреча их со службы. Этот обряд
создали военная жизнь казаков и военное воспитание. Обычай торжественно
провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими
корнями в далекое прошлое. Еще в XVII в., когда казаки собирались в сухопутные
или морские походы за «зипунами», перед отправлением весь народ собирался около
часовни или церкви. Вместе с походным атаманом и Войском слушали обедню, молили
Николая Угодника о покровительстве и помощи. Потом все выходили на площадь, где
были приготовлены мед и вино, пили прощальный ковш, провожали походное войско
до судов. На берегу еще запевали взаимное прощание и оставались до тех пор,
пока лодки не терялись из виду.
Если поход был удачен, день возвращения казаков праздновался с особенным
торжеством. Все население стекалось на берег Дона. Победители, одетые в лучшие
одежды, с распущенными знаменами, с песнями при звуках литавр, торжественно
проплывали мимо стоявшей толпы, приветствуя родные берега пушечными и ружейными
выстрелами.
В XIX в. в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут
семьями, основные действия происходят не на берегу Дона, площади, улице, а в
доме служивого. Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял
сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не
забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников.
Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на
служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои
служили».
По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен.
Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с
могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек,
привешивали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная
земля первой ложилась ему на грудь.
После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам,
обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите,
родная матушка! Прости, милый друг, — обращался к жене, — жди меня, быть может,
Бог даст — вернусь!"
Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча
была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не
только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу
торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с
хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки
передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах
казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть
икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине
на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.
Свадебный обряд
Еще одним важным обрядом был свадебный, который, как никакой другой, несет в
себе элементы народной драмы. Все ее участники были одновременно и действующими
лицами, и зрителями. В народе существует дна понятия свадебного обряда —
«справлять» свадьбу и «играть» свадьбу. Первое отражает хозяйственные заботы,
связанные с этим событием, второе выражает сущность обряда.
Перед тем как засылать сватов, родители жениха на семейном совете обсуждали
достоинства и недостатки возможной родни, ее «природу». Тут вспоминалось, кто в
их роду нарушал общепринятые обычаи и правила общины, заслужил худую славу, был
нелюдим, скуп, показал себя вором или горьким пьяницей, нерадивым в семье или
хозяйстве. Все эти отрицательные черты могли сказаться и в характере невесты.
Только всесторонне обсудив «природу» невесты, семья жениха принимала решение
начать сватовство.
Свадьбы можно было справлять в любое время, кроме постов. Начиналось все
смотринами невесты, после чего уже засылались в дом невесты сваты со стороны
жениха. Выбирали для этого людей опытных, которые славились умением высватать.
Сваты говорили просто: такой-то и такая-то хотят вступить с вами в родство.
Если им отвечали благодарностью за доброе мнение о дочери, но отговаривались,
что не могут выдать ее, так как не имеют всего нужного для свадьбы, то это
означало отказ. В случае согласия отец невесты назначал день, в который им
надлежало прийти за ответом.
Затем происходило рукобитье. Жених с матерью, отцом и родней приходил в дом
суженой. Родители в знак союза давали друг другу руки. Жениха и невесту ставили
рядом, соединяли им руки и говорили: "Дочь, вот тебе жених, а тебе, мой
сын, невеста. Да благословит Господь Бог союз ваш".
Далее шел сговор. Сговор был торжественнее рукобитья. Приглашались гости со
стороны жениха и невесты. Готовили 10 или 20 блюд с кренделями, пряниками,
орехами, винными ягодами, финиками. Сговор заканчивался тем, что жених и
невеста подносили всем гостям вино. Затем начинались игры, танцы под балалайку,
а после под звуки оркестра, состоящего из двух скрипок, дудочки и цимбалов.
Невеста должна была переменить два-три платья, показывая тем самым достаток.
За несколько дней до свадьбы смотрели приданое невесты: постель, платья в
сундуках. По искусно сделанной вышивке, сплетенному кружеву судили о том, какая
хозяйка входит в дом. Накануне свадьбы устраивали девичник. Приходили подруги
невесты, и здесь она как бы прощалась со своей девичьей волей, со своими
подружками и прежней жизнью.
И вот наступал день свадьбы. Это было всегда в воскресенье. Невесту убирали
в брачную одежду. Отец с матерью благословляли дочь. Жених, также получив
благословение родителей, отправлялся к невесте в сопровождении «храброго
поезда», т.е. холостых друзей жениха. Из дома невесты все отправлялись в
церковь, где над молодыми совершалось таинство венчания. После этого молодые и
гости направлялись в дом жениха. На крыльце молодоженов встречали родители
жениха с хлебом и солью, осыпали их орехами, зерном, конфетами, мелкой монетой
— символами добра, счастья, благополучия. Всех приглашали за столы, произносили
три тоста — «за князя с княгинею», за родителей жениха и невесты, после чего
выходил дружка и говорил: "Сыр, каравай принимай, молодых одаряй!".
Караваем закладывали хозяйственную основу новой семьи. Дарили новобрачным скот,
материю, посуду, деньги, иногда даже дом с садом. После даров начинался пир,
веселье, которое продолжалось до самого утра.
На второй день свадьбы носили «калину» — символ чести невесты. Сваха со
стороны жениха наряжала красными лентами две зеленые ветви любого дерева и
вместе с родственниками жениха шла к родителям невесты благодарить за дочь, по
пути приглашая всех гостей на вторые столы. Когда носили «калину», все ее участники
старались одеться посмешнее. Мужчины одевались в женскую одежду, а женщины — в
мужскую. Но бывало и по-другому. Если невеста не сохранила свою честь, то на ее
родителей надевали хомут с намеком на то, что они не сумели удержать свою дочь,
а иногда даже такую невесту на второй день возвращали родителям.
Поминальный обряд
Донские казаки придавали большое значение поминальному обряду. Для казака
считалась достойной смерть на поле брани или в кругу семьи. Старики готовили
себя к смерти, но встретить ее спокойно мог только тот, кто достойно жил,
стремился не делать зла и кто не был одиноким, имел родных. По народному
пониманию, чем больше грехов, тем труднее умирать.
Хоронили казаки по
православному обряду. Тело покойника обмывали: мужчины — мужчин, женщины —
женщин. На покойника одевали только новую одежду. Нательное белье шилось
руками. Гроб несли на руках. Это было обязанностью сына, родственников так
проводить в последний путь родителя. Священник отпевал покойника дома или в
церкви и на кладбище. Хоронили на третий день. И обязательно устраивали
поминки: в день похорон, на 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти.
Если человек
умирал в пост, то готовили постную поминальную еду: варили уху или суп с
рыбными катушками. Делали котлеты из рыбы, подавали жареную или маринованную
рыбу, пекли пирожки с постной начинкой, подавали чай и компот. Обязательно
варили кутью (отваренный рис с медом или изюмом).
Если человек умирал в обычное
время, то готовили домашнюю лапшу из курицы или борщ с мясом, варили яйца,
делали котлеты мясные, пекли пирожки с мясом и повидлом. Подавали также компот
или чай. Всех, кто был на кладбище, приглашали на обед. Все входящие во двор
обязательно мыли руки за калиткой. На обеде ели только ложками, вилок не
подавали и желательно, чтобы ложки были деревянными.
Когда в станице умирал
человек, то «звонили по душе». Если умирал ребенок, то звон колокола был
высоким, если умирал пожилой человек, звон был низким.
|