КНИГА, НАЗЫВАЕМАЯ ДОМОСТРОЕМ, СОДЕРЖИТ В СЕБЕ ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ, ПОУЧЕНИЕ И НАСТАВЛЕНИЕ ВСЯКОМУ ХРИСТИАНИНУ
У казаков не было письменного домостроя, но он существовал и был неоспорим, как руководство, избавляющее от многих лишних забот и проблем, обременяющих создание и существование семьи. Но в связи с тем, что в годы советской власти было уничтожено большая часть казаков и в первую очеред стариков, которые были "Носителями традиций" была утеряна связь времен. По этому мы постарались собрать знания переданные предками и изложить "Казачий домострой" в письменном виде.
Долгие годы в школе нам вдалбливали презрительное отношение к самому
понятию «домострой». Это отношение к нему начало складываться в
дворянской, а потом в разночинной среде, под влиянием западных, в том
числе французских революционных идей.
А ведь «Домострой», впервые составленный при Иване Грозном, был
огромным культурным достижением России, поскольку в нем закреплялись и
регламентировались наиболее рациональные, проверенные веками,
традиционные отношения в семье. Под руководством Церкви из всего
многообразия обычаев и традиций отбирались наиболее гуманистические и
наиболее пригодные к русскому пониманию и быту. Не случайно «Домострой»,
как главная книга для семейного пользования, дожил в России до XX века.
Однако, казаками давно сказано: «Писанный закон умирает». Можно развить
эту мысль так: во-первых, раз народный обычай или традиция фиксируется,
значит они уже не общеприняты (на живой обычай не обращают внимания,
так как он повсеместен и сам собой разумеется); во-вторых, раз и
навсегда закрепленный письменно, он останавливается в развитии и может
быть точно так же, только письменно, отменен или заменен на новый, в то
время как в обычае живом изменения происходят медленно, незаметно и не
вызывают ни недоумения, ни сопротивления. И наконец, обычай, возведенный
в степень государственного закона, неизбежно вызывает желание ему
противоречить.
У казаков не было письменного домостроя, но он существовал и был
неоспорим, как руководство, избавляющее от многих лишних забот и
проблем, обременяющих создание и существование семьи.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
ПОЧИТАНИЕ СТАРИКОВ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА КУБАНСКИХ
КАЗАКОВ
Ю.Н. Емельянов
(г.Славянск-на-Кубани)
Старики выступали хранителями казачьих обычаев и традиций, и почитание
стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старику
расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось
обществом.
Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и
официальными, "писанными”, казачьими законами. Так, в Положении "Об
общественном управлении станиц казачьих войск, статья 556 гласила: "В суждении
и решении дел общественных станичный Сбор имеет главным основанием, чтобы меры
взыскания служили к неослабному сохранению и утверждению древних обычаев,
доброй нравственности и уважения к старшим”. Ст. 568 того же закона, касающаяся
обязанностей станичного атамана, предусматривала: "Станичный атаман обязан
наблюдать за тем, чтобы казаки оказывали должное уважение к старикам...