Трудовой казачий год - это чередование будней и праздников. В будни человек призван трудиться «в поте лица добывать хлеб свой». Праздники же даны для того, чтобы почувствовать раскрепощение, подняться над суетой и обыденностью мира, ощутить себя причастным к царствию небесному, «где нет болезней, печалей и воздыхания, но жизнь бесконечная».
Церковный год - еще по ветхозаветной традиции, - начинается с сентября месяца (до реформы Петра I в России и гражданский год начинался с сентября). Первого сентября в храме читается то место Евангелия от Луки(4, 16-30.), где рассказывается о проповеди Христа в Назаретской синагоге. В этот день Иисус возвестил слушавшим Его о Помазаннике Божием, пришедшим «возвестить время милости Господней».
В традиционных календарных обрядах тесно переплетаются христианские представления и пережитки язычества. С глубокой древности праздничные циклы приурочены к временам года. Язычники связывали их с поклонением силам природы. И хотя связь праздников с временами года полностью не утратила своей силы, - так как Бог присутствует во всем, в растительном и животном мире, в трудах человека, - тем не менее, она отошла на второй план, уступив место духовной основе, строящейся только на Священном Писании.
Между праздниками существует внутренняя связь, выражающая основную идею церковного цикла. Главное в нем - постоянное обновление, от Рождества через Голгофу и Смерть на Кресте к Светлому Христову Воскресению, символу вечной жизни.
Среди календарных обрядов на Руси особенно любимыми были зимние Святки, связанные с зимним солнцеворотом.
Я же хочу Вам рассказать о том, как Святки праздновались на моей Родине, Кубани.
За то, что мы встречаем Новый год дважды, следует благодарить Русскую православную церковь. Когда в 1918 году в России ввели Григорианский календарь, церковь новацию не признала и праздники продолжила чтить по Юлианскому календарю, то есть по старому стилю
Традиционная казачья культура – это пространство, в котором протекает духовная жизнь казака, его семьи, казачьей молодёжи. Она потрясает своей внутренней силой и высокой духовностью.
Поэтому основу своеобразия казачества составляет не организационная структура казачьих войск и объединений, а их традиционная культура, обладающая своей характерной спецификой. Народная культура не только украшает жизнь, но и придаёт ей смысл, без которого казак не может свято хранить традиции своих предков – служить Отечеству верой и правдой.
С первых шагов возрождения Черноморского казачества в Приднестровье казаки прилагают немалые усилия для возрождения, сохранения и развития казачьей культуры в новых условиях.
Без прошлого не может быть ни настоящего, ни будущего. Весь казачий уклад зиждется на древних традициях и обычаях, уходящих корнями в глубокую древность, и осознание их необходимо каждому казаку.
Анализ трудов античных и средневековых историков, архивные документы и данные археологии, исследования этнографические и лингвистические категорически утверждают, что казачество, как народ духовный и уникальное явление, появилось в Северном Причерноморье задолго до Рождества Христова и, в ходе развития, подарило человечеству азбуку-глаголицу и т. н. старославянский язык, ставший стараниями святых Кирилла и Мефодия, языком Православной Церкви. Уже как Воинство Христово, казачество было основано, после крещения казаков, самим святым Апостолом Андреем Первозванным. И на протяжении почти 2-х тысячелетий с честью несет свой тяжкий крест, увитый терном.
Неисчислимые волны безжалостных завоевателей многократно испепеляли наши земли и казаки уходили по рекам ватагами в края инищие, чтобы непременно вернуться назад. В места обетованные, дарованные нам Господом. И возвращались, но не все – многие оставались в краях новых. Изобильных. Так постепенно расселились казаки на бескрайних просторах Евразии и эпоху средневековья, появилась страна Казакия на Северном Кавказе, потом Хлыновская республика на Новгородчине, а во времена развала Золотой Орды – Всевеликое Войско Донское и Войско Запорожское,
Усилившееся Воинство Христово стало союзником Московских Православных Государей и, во имя торжества веры нашей, помогли им сбросить ненавистное татаро-монгольское иго и покорить, оставшиеся от Золотой Орды ханства. Но союз с единоверной Москвой не принес счастья казачеству – алчные цари, рвавшиеся к Черному морю, огнем и мечем, уничтожали казачьи государства, ликвидировали казачье народовластие и на протяжении 2-х веков, борясь с казачьим свободолюбием, пытались превратить древний народ в пестрое воинское сословие, записывая в казачество целые общины татар, башкир, калмыков, бурят, осетин, грузин, армян и других инородцев. Однако и в этом положении казаки, следуя завету своего крестителя, продолжали нести свет Православия соседним народам, освоили огромные территории от р. Дунай до Курильских островов и сделали Русь воистину великой.
Нынешние
этнические и «прочие» казаки спорят и дискуссируют о предназначении современного
казачества,
а как говорил «дедушка» Карамзин: «Чтобы понять предназначение народа или
страны, нужно хорошо знать их историю…». Но будем исходить из того, что прошлое
казачества да и вообще России туманно и спорно, тогда
заглянем в учебники Историки «советских» времён: «Были племена Руссов и Россов…
Люди селились родами, род землепашцев-ремесленников и рода воинов-кочевников. Со
временем рода объединялись (воины охраняли землепашцев, в обмен на пропитание),
образуя городки, обнесенные простым частоколом или бревенчатыми стенами особой
конструкции для защиты от набегов животных и воинствующих племён». Раз
известно, что казакам было запрещено заниматься земледелием, то выходит, что,
опираясь даже лишь на факты истории, приходишь к выводу, что казаки были
воинствующим народом. К тому же у них при крещении ребёнка (мальчика), отец
сажал его на коня, а в низовьях Дона и на Кавказе (помимо этого) ребёнку в
люльку клали освещённый в церкви кинжал или нож в кожаных ножнах. Явно, что
земледельцам и простым обывателям такие обычаи ни к чему (к тому же «беглым
холопам»). Выходит, что отцы с рождения вырабатывали у своих детей (как сказал
бы академик Павлов) устойчивый рефлекс – БЫТЬ ВСЕГДА ПРИ ОРУЖИИ! Вспомните
печать Донских казаков: «Голый казак на бочке, но с оружием в обеих руках».
Главными средствами существования казаков были охота, ловля рыбы,...
Важным обрядом были проводы казаков и встреча их со службы. Этот обряд
создали военная жизнь казаков и военное воспитание. Обычай торжественно
провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими
корнями в далекое прошлое. Еще в XVII в., когда казаки собирались в сухопутные
или морские походы за «зипунами», перед отправлением весь народ собирался около
часовни или церкви. Вместе с походным атаманом и Войском слушали обедню, молили
Николая Угодника о покровительстве и помощи. Потом все выходили на площадь, где
были приготовлены мед и вино, пили прощальный ковш, провожали походное войско
до судов. На берегу еще запевали взаимное прощание и оставались до тех пор,
пока лодки не терялись из виду.
Если поход был удачен, день возвращения казаков праздновался с особенным
торжеством. Все население стекалось на берег Дона. Победители, одетые в лучшие
одежды, с распущенными знаменами, с песнями при звуках литавр, торжественно
проплывали мимо стоявшей толпы, приветствуя родные берега пушечными и ружейными
выстрелами.
В XIX в. в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут
семьями, основные действия ...