Традиционная казачья культура – это пространство, в котором протекает духовная жизнь казака, его семьи, казачьей молодёжи. Она потрясает своей внутренней силой и высокой духовностью.
Поэтому основу своеобразия казачества составляет не организационная структура казачьих войск и объединений, а их традиционная культура, обладающая своей характерной спецификой. Народная культура не только украшает жизнь, но и придаёт ей смысл, без которого казак не может свято хранить традиции своих предков – служить Отечеству верой и правдой.
С первых шагов возрождения Черноморского казачества в Приднестровье казаки прилагают немалые усилия для возрождения, сохранения и развития казачьей культуры в новых условиях.
В числе основных целей и задач, поставленных Уставом Черноморского казачьего войска, являются: сохранение и укрепление традиционных казачьих религиозно-нравственных обрядов, пропаганда обычаев и праздников, создание широкой сети казачьих фольклорных коллективов и ансамблей, сбор и экспонирование материалов по истории и культуре Черноморского казачества в Войсковом музее истории казачества и в историко-краеведческих музеях городов Приднестровья.
Войсковым Правлением инициировано создание в округах и станицах культурных объединений, ансамблей и хоровых коллективов, проведение художественных конкурсов. И черноморцы, осознавая необходимость свято хранить казачью культуру, делают всё, чтобы не исчез с приднестровской земли подлинный казачий фольклор, живой, не искажённый обработками, чтобы естественно звучали казачьи песни доходя до ума и сердца казаков, многие из которых не помнят родных корней.
Важнейшим средством сохранения и передачи традиционно-бытовой культуры казачества является фольклор – явление сложное в историческом и жанровом отношениях. Наиболее развит у современных черноморцев песенный фольклор. Нигде так полно не проявляется душа народа как в песенном народном творчестве. Ведь народная казачья песня заполняет ту духовную пропасть, которая образовалась в душе казака не по его вине, а вследствие забвения и целенаправленного удушения казачьей культуры.
У черноморцев, предков нынешних черноморских казаков, песни обычно пелись без музыкального сопровождения, хотя музыкальные инструменты у них имелись. Наиболее популярны были гармошка, дудочка, пищики, бубен и трещотки.
Среди служилых казаков-черноморцев особой популярностью пользовались ранее строевые, военно-бытовые и исторические песни. Не утратили они популярность и у нынешнего поколения черноморцев.
И сегодня бытовые, военно-бытовые, строевые, плясовые и исторические песни звучат в исполнении ансамблей казачьей песни «Станица» и «Казачьи сердца» Черноморского казачьего войска, а также в исполнении окружных и станичных хоровых коллективов, тесно сотрудничающих с окружными правлениями ЧКВ.
Воспевая историю своего народа, казачьи творческие коллективы утверждают значимость Черноморского казачьего войска, его духовные и культурные ценности.
Широкую известность и признание снискали ансамбли казачьей песни «Казачьи сердца» и «Станица», получившие звание «народных».
Казачий кураж, сценки, разыгрываемые участниками ансамбля «Казачьи сердца», импровизированное сопровождение на различных шумовых инструментах вызывают бурный восторг зрителей, сопровождающих исполнение криками «Любо!» и продолжительными аплодисментами.
Самодеятельный ансамбль казачьей песни «Станица» успешно выступает на всех общеказачьих, республиканских и городских мероприятиях. В его репертуаре свыше сотни русских, украинских и казачьих песен. Выступления «Станицы» всегда тепло и благодарно встречается казаками и населением Республики, получает заслуженную высокую оценку исполнительского мастерства. После выступления в г. Каменке, в программе международного фестиваля искусств «Мэрцишор», благодарные посетители концерта выразили свою оценку в письменном отзыве следующего содержания: «Каменчане были восхищены исполнением русских, украинских народных казачьих песен, получили большой духовный заряд, соприкоснувшись с истоками нашей национальной культуры».
Ансамбли «Казачьи сердца» и «Станица» - постоянные участники фестивалей казачьей культуры, ежегодно проводимых Черноморским казачьим войском. В этих массовых представительных мероприятиях участвуют творческие коллективы всех казачьих округов Войска, что способствует возрождению и сохранению традиций и культуры казачества, помогает выявлять талантливых исполнителей казачьих народных песен и танцев, воспитывает гордость за принадлежность к казачьему роду.
Высокую оценку историко-культурным традициям и казачьему песенному творчеству дала во время проведения 18-го Фестиваля казачьей культуры Начальник госслужбы по культуре и историческому наследию ПМР М.А. Кырмыз. Отмечая важность их сохранения, она особо подчеркнула: «Ежегодно на фестивале выступают самые сильные и лучшие коллективы, которые сохраняют и передают молодому поколению песенное и танцевальное наследие казачьей культуры, которое живёт в нашей многонациональной Республике».
Пою, значит живу, сказано о славянских народах. Народная казачья песня слагалась народом, воспевая красоту родного края и славя подвиги его защитников.
В числе творческих коллективов, возрождающих и сохраняющих традиционную казачью культуру, достойное место занимает вокальная группа «Вдохновение», исполняющая казачьи и свои авторские песни без музыкального сопровождения.
Лауреат и постоянный участник фестивалей казачьей культуры народный ансамбль «Червона стричка» неизменно радует своим мастерством зрителей и участников концертных программ.
С каждым годом ширится число творческих коллективов, чья исполнительская деятельность вносит весомый вклад в сохранение казачьей культуры и историю культуры Черноморского казачества. Всё чаще звучат в их исполнении авторские песни Пармёнова Б.Н., Гурковского В.А. и Саютиной И.В.
Пропаганда и развитие казачьей культуры не ограничивается лишь проведением фестивалей, на которых звучат казачьи песни. В рамках фестивалей казачьей культуры проводятся литературные вечера, на которых звучат стихи казаков-поэтов и поэтов, пишущих на казачью тематику, а также произведения прозы казачьих авторов. В стихах и прозе, опираясь на историческое прошлое казачества и его социально-нравственные идеалы, они создают произведения историко-художественной направленности, увязывая их с сегодняшним днём.
Наиболее одарённые казаки достигли определённых успехов в области литературы и искусства. Широкое распространение в казачьей среде получили произведения Боговида А.С., Белокопытова Б.П., Гурковского В.А.
Среди поэтов-казаков известность получили поэты А.Н. Дёмин, В.К. Овчарук, Диммерт А.Л., поэт, композитор и исполнитель В.А. Гурсковский, казачьи поэты Л.Л. Чернов, В.М. Крившенко, В.В. Свеховский, а также казачки О.И. Лоза и Г.Д. Исайкина.
Их творчество находит живой отклик в казачьей среде, а песни на их слова, наряду с бардовскими песнями Пармёнова Б.Н., звучат во многих казачьих войсках России.
Ярким подтверждением этому служит факт, когда при исполнении Гурковским В.А. написанной им песни «Черноморское казачество» в г. Омске во время концерта, посвящённого 14-й годовщине возрождения казачества, делегаты 6-го Общероссийского Большого Круга Союза казаков встали и слушали её стоя, отдавая дань уважения проикновенным словам о боевом Черноморском казачестве.
Большой интерес молодёжи и не только, вызывают очерки казачьего писателя-публициста Б.П. Белокопытова, опубликованные в 3-х выпусках сборника «За Веру и Верность!», а также произведения в прозе В.А. Гурковского и ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. есаула И.М. Фёдорова.
Творчество черноморских поэтов и писателей, как показывает практика повседневной жизни, способствует развитию самосознания казаков, их духовного благосостояния, утверждает самобытную традиционную казачью культуру.
Вопросы сохранения и развития казачьей культуры находят своё отражение и в средствах массовой информации, используемых Черноморским казачеством.
В период становления возрождённого Черноморского казачества еженедельно по четвергам звучала программа «в веках живёт казачий род» на русском языке и «Козацькому роду нема переводу» на украинском языке, которая зарекомендовала себя действенной и эффективной формой пропаганды и популяризации казачьей культуры. В течение получаса программа знакомила радиослушателей с историей, самобытностью казаков, с их вековыми традициями, обычаями и обрядами, которые находят своё отражение в казачьих песнях.
Огромной популярностью пользовалась и еженедельная программа «Воскресное утро с Екатериной Щукой», в которой пропагандировались казачьи традиции, быт, культура, а также важнейшие новости из жизни Черноморского казачества. Сегодня эта информация размещается в интернете на сайте Черноморского казачьего войска.
Войсковая газета «Казачьи вести» на протяжении почти 19-ти лет систематически освещает мероприятия, проводимые Войсковым Правлением, жизнь округов и станиц, публикует материалы исторического и литературно-художественного содержания.
Учитывая, что казачье Войско – это не армейская структура, а сложный социально-экономический, политический и этнокультурный организм, казачество превратило форменную одежду в один из важнейших элементов своей традиционной культуры, сделав её поистине народным костюмом.
Претерпев незначительные изменения соответственно изменениям в армейском обмундировании, форменная одежда казаков остаётся под влиянием традиций и мировоззрения казачества, сформировавшихся в период его расцвета в 19-м столетии.
Сохранение традиционной духовной (песни, танцы, обряды) и материальной (одежда, атрибуты, предметы обихода) культуры способствует росту самосознания казачества и гордости каждого казака за принадлежность к казачьему роду.
Становление и укрепление рядов Черноморского казачества, неуклонное возрастание его роли и авторитета в жизни Республики требуют от творческих сил казаков дальнейшего весомого вклада в сохранение и развитие традиционной казачьей культуры.
В.В. Рябинский
казачий генерал
Источник: http://chern-cossak.ucoz.ru/news/kultura_chernomorskogo_kazachestva/2017-02-06-575 |