Черноморское Казачье Войско
 Слободзейский Казачий округ
 Первомайский Казачий Курень.

Четверг, 12.12.2024, 14:17
Я помню! Я горжусь!
Меню сайта
Категории раздела
Первомайский Казачий Курень. [4]
Совет Стариков Первомайского Куреня [1]
Слободзейский казачий округ. [7]
Черноморское казачье войско. [10]
Атаманы ЧКВ. [7]
Совет Стариков [6]
Документы ЧКВ. [17]
Символика, регалии и награды Черноморского казачества [2]
Православие. [44]
Приднестровская Молдавская Республика [28]
История казачества. [20]
Казачья справа. [11]
Воспитание и обучение казачьей молодежи. [38]
Казачий фольклор [7]
Поэзия [9]
Казаки и Общество [12]
Публицистика [34]
Союз Казаков [7]
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Облако тегов
Главная » Статьи » Православие.

ПРАВОСЛАВНОЕ ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ

«Он взял пять хлебов и две рыбы,
воззрев на небо, благословил и
преломил и дал ученикам...»
               (Мк. 6,41).

Каждый день христианин принимает пищу. Принятие пищи христианином — это принятие из рук Господа даров, поддерживающих нашу жизнь.

Отсюда к вкушению пищи должно быть благоговейное отношение. Перед чудесным насыщением Господь велел народу возлечь на траву, т. е. приготовиться к принятию пищи. Перед трапезой Он вначале благодарил Бога, а затем уже преломлял хлеб (Ин. 6,10-11).

Преп. Варсонуфий Великий и Иоанн дают по этому такое указание: «Хорошо и мирским людям, приступая к пище, благословлять Бога, ибо памятью о Боге освящается пища... употреблению пищи, питья и сна да предшествует благодарение».

Такой же совет дает и о. Иоанн: «Не садись за стол с возмущением какой-либо страстью твоего духа, чтобы враг не обратил тебе во вред пищу и питье — в болезнь, а не во здравие: ибо враг через все коварствует и ищет повредить человеку.
Садись всегда за трапезу с миром, благодаря Господа, и пища с питьем будут во благо и во здравие: потому что благословение Божие почиет и на пище, и на тебе самом».

Отец Валентин Амфитеатров рекомендовал своим духовным детям «хорошо все перекрестить, что начинаешь кушать, но при народе это делать не надо — мысленно можно перекрестить».

У первых христиан вкушение пищи (так называемые «агапы» — вечери любви) следовало непосредственно за богослужением и совершалось в притворе храма. Агапы не только начинались и кончались молитвословиями, но и сопровождались пением псалмов.

Московский старец о. Алексий так заповедывал своим духовным детям:
«Во время обеда представляй Отца Небесного, отверзающего руку Свою, чтобы напитать тебя... и что Иисус обедает с тобою... Во время ужина вспоминай о последней вечере Иисуса Христа, моля Его, чтобы Он сподобил тебя вечери Небесной».

Как известно, в монастырях трапеза соединяется с духовным чтением, чаще всего из Жития Святых. Здесь прием телесной пищи сопровождается приемом пищи духовной.

По тому, как человек относится к пище и как ее принимает, можно судить о степени духовности христианина.

Можно «пищу с благоговением вкушать», можно небрежно «есть», но можно с жадностью ее «жрать».

Обвиняя современную ему атеистическую русскую интеллигенцию, свящ. Павел Флоренский так говорил про ее отношение к пище:
«Ни есть, ни тем более вкушать интеллигент не умеет, не знает даже, что значит «вкушать», что значит священная еда: не «вкушают» дар Божий, не даже едят пищу, а «лопают» химические вещества.
Совершается лишь животная, голая «физиологическая функция», мучительно-стыдная; и функцией этой брезгуют, ее стыдятся. Стыдятся и делают; вот почему интеллигент цинично ест, с вызовом, с оскорблением стыдливости своей и чужой.
Нет на свете спокойствия и мира, а есть смятение и тяжесть: первый признак безблагодатной души, неблагодатной к жизни, отвергающей бесценный дар Божий, горделиво желающей все бытие перестраивать по-своему».

Благоговейное отношение у христианина должно быть и к самой пище (точнее, и к самой материи пищи). Когда Господь накормил чудесным образом 5-ю хлебами пять тысяч человек, Он велел собрать все остатки пищи, «чтобы ничего не пропало» (Ин. 6,12).

Поэтому не следует оставлять на своих тарелках объедки пищи, корки или крошки хлеба. Поэтому при избытке предлагаемой пищи надо до начала еды отказаться от этого избытка и убавить количество предложенной пищи.

Преп. Савва Освященный увидел, что инок, приготовлявший пищу для обители, выкидывал в поток остатки бобов, не съеденных братией. Преподобный собрал из потока бобы, приготовил из них кушанье и пригласил к себе инока, выкидывавшего бобы. Радушно приняв его, он стал угощать его бобами и спросил — нравится ли ему приготовленное блюдо. Инок похвалил его. Тогда преподобный сказал ему:
«Поверь, брат, это те самые бобы, которые ты выкинул в поток» — и дал наставление смущенному иноку, как надо относиться к пище.

Вероятно, многие недостаточно отчетливо сознают значение пищи в жизни христианина. А оно велико не только для тела, но и для души человеческой.

Мудрый пастырь о. Иоанн пишет:
« На принятие пищи обратите самое строгое и деятельное внимание, ибо от пищи и питья, от качества и количества их зависит весьма много ваша духовная, общественная и семейная деятельность...
С голоду сильно не налегай на пищу — обременишь и сердце, и тело. Без жадности, тихо кушай с размышлением во славу Божию, помня о Боге Питателе.
Диавол через плоть нашу и вообще через вещественность действует на нас ко вреду нашему. Так, через вино, чай, кофе, через лакомства, вообще через деньги, одежду и прочее разжигает наши страсти».

Надо также знать, что неровная и беспорядочная диета заметно отражается на организме, который всегда болезненно реагирует против изменений привычной диеты. Это относится и к неумеренности в еде после периода воздержания в пище.

При этом не всегда можно брать пример с других и из литературы. Надо учитывать, что при различных условиях жизни, здоровья, возраста, труда, климата и особенностей организма будет различаться и потребность в питании.

По наблюдениям св. отцов, на количество потребной пищи влияет в сильной степени и расходование нашей нервной энергии. Так, один старец говорил, что в уединении он может принимать пищи в несколько раз менее, чем в те дни, когда он проводил в людях.

Во всех случаях духовные отцы считали необходимым принимать пищу и питие мерою, чтобы ограничить себя от излишества и приучить свой организм довольствоваться установленной нормой.

«Вместе с телесным постом должен быть и душевный. При телесном посте чрево постится, при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и лицемерия.
Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи, всякого злоречия. Видишь, христианин, каков пост душевный?» (Св. Василий Великий.)

«Пища излишняя делает тело чрезмерно нагруженным кораблем, который при малом движении волн идет ко дну». (Св. Леонтий.)

«Положите законом выходить из-за стола немного голодным. Злая раба — плоть будет чувствовать, что над нею есть властная рука. И вина не пить. Это самое лучшее пособие к тому, чтобы было тело всегда бодро, трезво и свежо. Великое есть сие дело!» (Св. Феофан Затворник.)

«Мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от уничижения, от гнева, т. е. от всякого греха, совершаемого языком.
Также должно поститься и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не смотреть бесстыдно и бесстрашно. И руки удерживать от злого дела». (Авва Дорофей.)

«С чего начать нам, никогда не занимавшимся исследованием сердец наших? Будем стучаться молитвою и постом, как и Господь повелел: «Стучите — и откроется вам». (Св. Макарий Великий.)

Рецепт от греха
Составила в 20-е годы монахиня Шамардинского монастыря, а рукопись сохранила схимонахиня Серафима.

Некий старец зашел в лечебницу и спросил у врача:
— «Есть ли у вас лекарство от греха?»
— «Есть, — отвечал врач, —
вот он:
1. Нарой корней послушания.
2. Собери цветов душевной чистоты.
3. Нарви листьев терпения.
4. Собери плоды нелицемерия.
5. Не упивайся вином прелюбодеяния.
6. Все это иссуши постом воздержания.
7. Вложи в сосуд добрых дел.
8. Добавь воды слез покаяния.
9. Посоли солью братолюбия.
10. Добавь щедрот милостыни.
11. Да положи порошок смирения
12. и коленопреклонения.
13. Принимай по три ложки в день страха Божия.
14. Одевайся в одежду праведности
15. И не ходи в пустословие, а то простудишься и опять заболеешь грехом».
 



Источник: http://supercook.ru/700-rpk-21.html
Категория: Православие. | Добавил: Hamster (16.05.2013) | Автор: supercook.ru
Просмотров: 1199 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Икона дня
История казачества
Казачьи сайты ЧКВ
  • Черноморское Казачье Войско
  • Слободзейский Казачий Округ
  • "Тираспольский Казачий Округ".
  • станица Днестровская им. В.Степнова
  • Поиск
    Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz