ВОСПИТАНИЕ КАЗАКА
У
каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были
крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились
заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крёстного подбирал
отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у
которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И
немаловажный фактор и крёстный отец и крёстная мать должны быть способны участвовать
в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника (крестницы).
Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы
немного старше её возраста).
Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он
делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла
в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене,
матери и хозяйке.
Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крёстная. Она формировала
из девочки женщину-казачку, как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую
хозяйку. Крёстный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как
к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.
После рождения ребёнка особо не торопились распеленовывать. Побыстрее научить
его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребёнок должен сначала
увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на
зубок».
В дальнейшем процесс «увидел-осознал-сделал» ускорялся. Именно так поступает
казак в критической ситуации. И нет паники и ненужных движений, потому что
сначала оценил, а потом сделал.
После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что
называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть –
добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.
Далее, мальца всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными
атрибутами жизни казаков.
Вообще, подобные «гадания» проводились на протяжении всего времени
обучения-воспитания казака. Сейчас это назвали бы «тестами». Поэтому у казаков
было принято так: сначала казачонка ставили в определённые условия, далее,
смотрели на его реакцию, выявляли недостатки и достоинства, и уже потом
начинали его корректировать и вырабатывать необходимые навыки и качества.
При подобном подходе нарабатывалась и скорость мышления, и адекватная реакция
на внезапно изменившуюся обстановку или появление чего-то нового. Всё это
постоянно ускорялось во времени.
А таких «тестов-гаданий» было очень много. Были общепринятые, и были родовые. В
каждом роду свои.
Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у него
многое было впервые. Впервые одного сажали на коня, надевали отцовскую шашку,
отец брал коня по уздцы и проводил его по двору.
И ещё один обряд совершался в год от рождения. Собирались все мужчины рода и
вели мальца на священное место своей станицы (или хутора). У донцов оно
называлось «урочищем», у черноморцев «кругликом». Там совершались действия,
позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.
Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье. Вся система, если её
можно так назвать, строилась именно на родовых и товарищеских принципах
существования.
Весь процесс развития казака строился по спирали. Каждый виток в ней – это
замкнутый цикл, и занимал он определённый возрастной период.
Следующий круг начинался с того же, но на новом качественном уровне.
Каждый из этих уровней включал в себя физическое, интеллектуальное и
нравственное (духовное) развитие.
В зависимости от возраста одна из этих категорий была главенствующей, а
остальные, как бы сопутствующие.
Знаю, что физическое развитие было основным в возрасте от 8 лет (в некоторых
семьях от 7 лет) и до 12 лет.
|